Мобильная версия
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Закрыть
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Лист новостей

30.09.2020 12:59:34
Вирусолог рассказал, как укрепить иммунитет осенью

30.09.2020 11:59:13
В Колпино наладят работу защитных сооружений

30.09.2020 11:49:20
В Ям-Ижоре на Московском шоссе сооружают новые развязки

30.09.2020 11:02:48
В Колпино из реки Ижора вытащили тело мужчины

30.09.2020 10:52:08
Студенты Ленобласти смогут покупать льготные билеты на электричку в мобильном приложении

29.09.2020 18:04:05
Константин ВОЛКОВ: «ПРИВЕЗ КУБОК ГАГАРИНА В КОЛПИНО, ЧТОБЫ ИЖОРСКИЕ РЕБЯТА ПОНЯЛИ: У НИХ ТОЖЕ ЕСТЬ ШАНС!»

29.09.2020 18:01:58
Колпинский школьник стал победителем творческого конкурса детских видеороликов «Безопасность дорожного движения»

29.09.2020 17:56:51
Письменное согласие от пациента для оказания ему скорой помощи могут отменить

29.09.2020 15:11:24
Отопление в Петербурге включат в середине октября

29.09.2020 14:05:30
В Петербурге с 2021 года повысят тарифы на общественный транспорт

Все новости

Газета Колпино Сити

25.03.2015 15:09

Ижорские трубы на дне Ладоги

Ижорские трубы на дне Ладоги

Известно ли вам, что бензин в осажденный фашистами Ленинград поступал по трубам, которые были изготовлены на Ижорских заводах и погружены на дно Ладожского озера?

Официальным днем начала блокады Ленинграда считается 8 сентября 1941 г., когда фашисты, захватив Шлиссельбург, завершили окружение города с суши. Однако фактически уже в августе вражеские войска вышли к южному берегу Ладожского озера, и связь с Большой землей стала осуществляться только по Ладоге: в навигацию — на судах, зимой — по ледовой Дороге жизни.

С сентября по декабрь 1941 г. на баржах, а затем и по льду Ладожского озера было перевезено 45 тысяч тонн продовольствия и 6600 тонн бензина. Весной 1942 года ледовая трасса растаяла, а частые налеты фашистской авиации сделали слишком рискованной доставку топлива водным путем. Здесь-то и вспомнили об идее проложить бензопровод по дну озера, которую выдвинула еще осенью 1941 г. инженер-гидротехник Н. В. Соколова. У нее был опыт таких работ: еще до войны она участвовала в прокладке нефтепровода с острова Сахалин на материк.

У этой женщины удивительная судьба. Выпускница Ленинградского института водного транспорта по специальности «гидротехника», под воду она впервые спустилась по собственной инициативе в 1936 году в Сочи, где строился порт, и ей необходимо было контролировать правильность укладки массивных бетонных блоков. Боевое крещение она получила в Баренцевом море в 1939 году. Шла война с Финляндией. Молодой инженер руководила строительством десантного причала в Полярном, не раз сама спускалась в ледяную воду.

На Ладоге Нина Соколова, единственная женщина среди водолазов, трудилась с первых дней войны, в условиях артиллерийских обстрелов и налетов авиации. Осенью 1941 года водолазы обеспечили командованию Ленинградского фронта устойчивую связь с Москвой, проложив телефонную линию по дну озера. Эта магистраль связи безотказно действовала всю войну. Нина помогала восстанавливать разрушенные причалы Осиновецкого порта, а когда высадился десант в районе Невской Дубровки, участвовала в прокладке по дну Невы трассы для буксировки под водой танков и артиллерии. Не раз пришлось ей восстанавливать поврежденные бомбежками подводные силовые кабели, строить причалы на Дороге жизни, поднимать ушедшие под лед грузовики, баржи с продовольствием, цистерны с горючим.

Судьба Ладожского бензопровода зависела от того, будет ли найдено в осажденном городе достаточное количество труб — ведь завезти их с Большой Земли не представлялось возможным. Трубы диаметром 100-102 мм, предназначенные в мирное время для эксплуатации нефтяных скважин, нашлись на Ижорских заводах.

Прокладка бензопровода по дну озера началась весной 1942 года. Работали в условиях строжайшей конспирации. Трубопровод был проложен за 43 дня. Протяженность его 35 км, в том числе 27 км по дну Ладоги. С июня 1942 по март 1943 года по ижорским трубам в осажденный Ленинград поступило свыше 40 тысяч тонн горючего.

Нина Васильевна Соколова награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и «Знак Почета», многими орденами и медалями. Первый орден Красной Звезды ей вручили именно за идею прокладки бензопровода и за участие в этой работе.

Осенью 1942 года ее ранило в ногу и плечо, контузило. Отлежалась в госпитале — и снова в Ленинградский отряд подводно-технических работ. В середине августа 1943 года Нина Васильевна была назначена главным инженером этого отряда.

После войны водолазы из отряда Соколовой разминировали и восстанавливали мосты, строили причальные стенки Ленинграда, Кронштадта, Таллина… Впоследствии Н. В. Соколова преподавала в Высшем военно-морском училище.

О том, какой она была в мирной жизни, вспоминает ветеран-ижорец Владимир Анатольевич Александров:

— В 1971 году началось строительство Дома культуры в поселке Петро-Славянка. Я, как заведующий отделом культуры исполкома Колпинского райсовета, был заказчиком, а Колпинское ремонтно-строительное управление — подрядчиком. Ни у заказчика, ни у подрядчика не было опыта капитального строительства. Возникли проблемы с гидроизоляцией фундамента. Мне разрешили принять на работу инженера по технадзору, но желающих на крохотную зарплату не находилось. К счастью, позвонила из Главного управления культуры моя знакомая Нина Константиновна Карцева и сказала: «Я нашла такого специалиста, каких и на крупных стройках нет: инженер-полковник Военно-морского флота в отставке»! Так я познакомился с Ниной Васильевной. Пожилая, худенькая женщина, очень простая в общении. Вникла в чертежи, тихим голосом дала указания — и стройка пошла как надо. Руководители РСУ были в восторге от ее профессионализма: она их научила не только тонкостям гидроизоляции. А для самой Нины Васильевны участие в этой стройке обернулось неожиданной дополнительной нагрузкой: районные руководители, узнав, кто она такая, стали приглашать ее в президиумы торжественных собраний. Онаприходила в красивой военно-морской форме, с орденами и медалями. А рядом с нею, как правило, сидела Ольга Афанасьевна Фирсова, героическая женщина-верхолаз, которая во время войны под обстрелом маскировала шпиль Адмиралтейства, раскачиваясь на огромной высоте на веревках, а в мирной жизни была скромной воспитательницей детского сада в поселке Металлострой. Вот с какими удивительными женщинами мне довелось общаться!

Если в любом интернет-поисковике, например, в Яндексе, набрать слова «первая женщина-водолаз», появляются ссылки на Галину Шурепову, которая тренировала дельфинов в Севастополе. Слов нет, тоже достойная женщина, и недавно о ней по каналу «Совершенно секретно» был показан замечательный фильм. Только родилась-то она в 1939 году, в то время как Нина Соколова уже в 1936 году впервые спустилась под воду. И второе уточнение: Шурепова спускалась под воду в акваланге, а Соколова — в тяжелом водолазном костюме, в котором не плавают, а ходят по дну, и который невозможно надеть и снять без посторонней помощи.

С учетом этих обстоятельств Нину Соколову смело можно назвать первой женщиной-водолазом не только в СССР, но и в мире.


Геннадий Жаров, специально для Колпино-СИТИ





Авторам: Все статьи, размещенные на нашем сайте, являются собственностью их уважаемых авторов. Если вы считаете, что мы нарушили ваше авторское право опубликовав статью или фото, или в случае наличия ошибки в указании истинного автора-правообладателя или гиперссылки на интернет-ресурс - напишите нам на электропочту kontent@kolpino.ru и недоразумение будет исправлено.

Расписание электричек Колпино

Новости по теме:

'altasib:comments' is not a component



Возврат к списку


RSS Лента Мы в Twitter Мы на Facebook Мы Вконтакте Мы в Яндекс

На правах рекламы

Санкт-Петербург ясно
северо-восток, 1
765
78%
07:02
18:33
+14
+10°C
+17°C

kolpinonet.ru


FRESH (обновления и рубрики)