06.08.2024
Новости Колпино-СИТИ
Ижорские трубы на дне Ладоги
25.03.2015 15:09
2134
Известно ли вам, что бензин в осажденный фашистами Ленинград поступал по трубам, которые были изготовлены на Ижорских заводах и погружены на дно Ладожского озера?
Официальным днем начала блокады Ленинграда считается 8 сентября 1941 г., когда фашисты, захватив Шлиссельбург, завершили окружение города с суши. Однако фактически уже в августе вражеские войска вышли к южному берегу Ладожского озера, и связь с Большой землей стала осуществляться только по Ладоге: в навигацию – на судах, зимой – по ледовой Дороге жизни.
С сентября по декабрь 1941 г. на баржах, а затем и по льду Ладожского озера было перевезено 45 тысяч тонн продовольствия и 6600 тонн бензина. Весной 1942 года ледовая трасса растаяла, а частые налеты фашистской авиации сделали слишком рискованной доставку топлива водным путем. Здесь-то и вспомнили об идее проложить бензопровод по дну озера, которую выдвинула еще осенью 1941 г. инженер-гидротехник Н.В.Соколова. У нее был опыт таких работ: еще до войны она участвовала в прокладке нефтепровода с острова Сахалин на материк.
У этой женщины удивительная судьба. Выпускница Ленинградского института водного транспорта по специальности «гидротехника», под воду она впервые спустилась по собственной инициативе в 1936 году в Сочи, где строился порт, и ей необходимо было контролировать правильность укладки массивных бетонных блоков. Боевое крещение она получила в Баренцевом море в 1939 году. Шла война с Финляндией. Молодой инженер руководила строительством десантного причала в Полярном, не раз сама спускалась в ледяную воду.
На Ладоге Нина Соколова, единственная женщина среди водолазов, трудилась с первых дней войны, в условиях артиллерийских обстрелов и налетов авиации. Осенью 1941 года водолазы обеспечили командованию Ленинградского фронта устойчивую связь с Москвой, проложив телефонную линию по дну озера. Эта магистраль связи безотказно действовала всю войну. Нина помогала восстанавливать разрушенные причалы Осиновецкого порта, а когда высадился десант в районе Невской Дубровки, участвовала в прокладке по дну Невы трассы для буксировки под водой танков и артиллерии. Не раз пришлось ей восстанавливать поврежденные бомбежками подводные силовые кабели, строить причалы на Дороге жизни, поднимать ушедшие под лед грузовики, баржи с продовольствием, цистерны с горючим.
Судьба Ладожского бензопровода зависела от того, будет ли найдено в осажденном городе достаточное количество труб – ведь завезти их с Большой Земли не представлялось возможным. Трубы диаметром 100-102 мм, предназначенные в мирное время для эксплуатации нефтяных скважин, нашлись на Ижорских заводах.
Прокладка бензопровода по дну озера началась весной 1942 года. Работали в условиях строжайшей конспирации. Трубопровод был проложен за 43 дня. Протяженность его 35 км, в том числе 27 км по дну Ладоги. С июня 1942 по март 1943 года по ижорским трубам в осажденный Ленинград поступило свыше 40 тысяч тонн горючего.
Нина Васильевна Соколова награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и «Знак Почета», многими орденами и медалями. Первый орден Красной Звезды ей вручили именно за идею прокладки бензопровода и за участие в этой работе.
Осенью 1942 года ее ранило в ногу и плечо, контузило. Отлежалась в госпитале – и снова в Ленинградский отряд подводно-технических работ. В середине августа 1943 года Нина Васильевна была назначена главным инженером этого отряда.
После войны водолазы из отряда Соколовой разминировали и восстанавливали мосты, строили причальные стенки Ленинграда, Кронштадта, Таллина... Впоследствии Н.В.Соколова преподавала в Высшем военно-морском училище.
О том, какой она была в мирной жизни, вспоминает ветеран-ижорец Владимир Анатольевич Александров:
– В 1971 году началось строительство Дома культуры в поселке Петро-Славянка. Я, как заведующий отделом культуры исполкома Колпинского райсовета, был заказчиком, а Колпинское ремонтно-строительное управление – подрядчиком. Ни у заказчика, ни у подрядчика не было опыта капитального строительства. Возникли проблемы с гидроизоляцией фундамента. Мне разрешили принять на работу инженера по технадзору, но желающих на крохотную зарплату не находилось. К счастью, позвонила из Главного управления культуры моя знакомая Нина Константиновна Карцева и сказала: «Я нашла такого специалиста, каких и на крупных стройках нет: инженер-полковник Военно-морского флота в отставке»! Так я познакомился с Ниной Васильевной. Пожилая, худенькая женщина, очень простая в общении. Вникла в чертежи, тихим голосом дала указания – и стройка пошла как надо. Руководители РСУ были в восторге от ее профессионализма: она их научила не только тонкостям гидроизоляции. А для самой Нины Васильевны участие в этой стройке обернулось неожиданной дополнительной нагрузкой: районные руководители, узнав, кто она такая, стали приглашать ее в президиумы торжественных собраний. Онаприходила в красивой военно-морской форме, с орденами и медалями. А рядом с нею, как правило, сидела Ольга Афанасьевна Фирсова, героическая женщина-верхолаз, которая во время войны под обстрелом маскировала шпиль Адмиралтейства, раскачиваясь на огромной высоте на веревках, а в мирной жизни была скромной воспитательницей детского сада в поселке Металлострой. Вот с какими удивительными женщинами мне довелось общаться!
Если в любом интернет-поисковике, например, в Яндексе, набрать слова «первая женщина-водолаз», появляются ссылки на Галину Шурепову, которая тренировала дельфинов в Севастополе. Слов нет, тоже достойная женщина, и недавно о ней по каналу «Совершенно секретно» был показан замечательный фильм. Только родилась-то она в 1939 году, в то время как Нина Соколова уже в 1936 году впервые спустилась под воду. И второе уточнение: Шурепова спускалась под воду в акваланге, а Соколова – в тяжелом водолазном костюме, в котором не плавают, а ходят по дну, и который невозможно надеть и снять без посторонней помощи.
С учетом этих обстоятельств Нину Соколову смело можно назвать первой женщиной-водолазом не только в СССР, но и в мире.
Геннадий Жаров, специально для Колпино-СИТИ
Авторам: Все статьи, размещенные на нашем сайте, являются собственностью их уважаемых авторов. Если вы
считаете, что мы нарушили ваше авторское право опубликовав статью или фото, или в случае наличия
ошибки в указании истинного автора-правообладателя или гиперссылки на интернет-ресурс - напишите нам
на электропочту [email protected] и недоразумение будет исправлено.
Новости по теме
29.07.2019
Лист новостей
25.11.2024
23.11.2024
23.11.2024