Новости Колпино-СИТИ
История на фотографии: колпинские автобусы 40-х - 60-х годов
Продолжая наш экскурс в историю на тему общественного транспорта в Колпино, заглянем в историю немного поглубже. Рассмотрим менее известную колпинскую фотографию пятидесятых годов, на которой запечатлена привокзальная площадь ещё без памятника Ильичу (т.е. фотография сделана до 1957 года). На фотографии видно два автобуса, скорее всего это ЗИС-16, который выпускался до августа 1941 года, возможно это была Ленинградская модификация машины, т.к. Ленинградское городское управление автомобильного транспорта на своем ремонтном заводе выпускало, исходя из концепции ЗиС-16, городские автобусы собственной конструкции.
Практически сразу после войны, в 1946 году, был основан Колпинский автобусный парк. Тогда в составе автотранспортной конторы №4 "Главленинградстроя" было всего 5 автобусов. Скорее всего, это восстановленные после войны машины, поскольку значительная часть автобусов ЗИС-16 погибла в годы войны на фронте, где их использовали в качестве санитарных машин. Большая часть автобусов после войны была реконструирована на различных предприятиях с перестановкой на новые шасси ЗИС-150. Такие меры позволили ЗИС-16 доработать на городских маршрутах до середины 50-х.
ЗИС-16 возле «26-го» магазина в Колпино:
Городские автобусы ЗиС-16 выпускали в нескольких вариантах. Основой кузова служил каркас, выполненный из деревянных брусьев, обшитых штампованными из стального листа панелями. В результате кузов был излишне массивным. Для того, чтобы шасси выдержало солидный, как тогда говорили, "мертвый вес" автобуса, 27 сидящих и 10 стоящих пассажиров, да еще немало "сверхнормативных", новый автобус снабдили шинами увеличенного размера (36Х8 дюймов против 34Х7 дюймов у ЗиС-8). Для пассажиров было предусмотрено 27 мягких сидений, обитых дерматином и выполненных на трубчатых каркасах. Блестящие никелированные поручни, опускаемые стекла, мягкий свет трех плафонов, отражаемый белой обшивкой потолка и стен, создавали уют. Во всяком случае, по сравнению с предыдущими моделями городских автобусов. Для своего времени обтекаемые формы кузова были очень модными, а оформление передней части очень напоминало капот лимузина ЗИС-101А.
ЗиС-16 в фильме "Подкидыш":
Источники говорят, что до наших дней не дошло ни одного экземпляра этой машины, впрочем нельзя исключать того, что где-то могли сохранится чудом уцелевшие ЗиС-16.
В январе 1956 г. на базе автотранспортной конторы №4 "Главленинградстроя" был организован филиал автобусного парка №1, к тому времени уже насчитывавший 30 автобусов. По колпинским улицам стали курсировать автобусы по восьми маршрутам, в т.ч. на Пушкин, Никольское, совхоз им. Тельмана. В 1956 году появились первые 30 автобусов ЗИС-155 которые стали обслуживать 10 внутригородских и пригородных маршрутов. В 1957 году население нашего города составляло около 30 тысяч человек.
Уже в эти годы в Ленинграде была организована центральная диспетчерская служба (ЦДС), благодаря которой автобусы стали работать чётко по расписанию, а взамен сломавшегося в течение нескольких минут на смену выходил другой автобус.
В пятидесятые на улицы Ленинграда вышел ЗИС-155, ставший самым массовым автобусом 50-х годов.
ЗиС-155 на привокзальной площади в Колпино:
ЗиС-155, автобус из к/ф "Дети Дон-Кихота" (1965):
Автобусы разных лет выпуска внешне незначительно различались между собой. Так, на ЗИС-155 последних лет боковины кузова были обновлены и приближены по дизайну к следующей модели,ЗИЛ-158.
В 1961 г. были введены автобусные маршруты пригородного сообщения: в Ленинград, Пушкин, Ям-Ижору, Никольское, Сапёрный, Усть-Ижору и Петро-Славянку. Вводились новые городские маршруты, росло число ежедневно выходивших на линию автобусов.
Если взглянуть на следующую фотографию, то можно разглядеть рядом с известным нам ЛИАЗ-677 курсирующий по маршруту ЗИЛ-158 (который позже переименуют в ЛИАЗ-158):
ЗиЛ-158 (ЛиАЗ-158), автобус из к/ф "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (1965):
При написании статьи использована информация из книги «История Колпина» авторы: Сизенов Евгений Петрович, Иволга Раиса Семеновна, Ефимова Галина Алексеевна, фотоматериалы группы «Колпинский Автобусный парк» (http://vk.com/buskap) и другие источники.