Новости Колпино-СИТИ
Роковые артефакты: музей «Реалии русского рока» на днях откроется в Петербурге












Чашка из кафе «Сайгон», в советские годы ставшего Меккой петербургского андеграунда, членские билеты легендарного Ленинградского рок-клуба, именные электрогитары звезд российского рока, текст песни «Серебро Господа моего», написанный от руки Борисом Гребенщиковым, и многое другое. Все это теперь можно увидеть в музее «Реалии русского рока», который открывается в арт-центре «Пушкинская, 10».
Без разрешения губернатора
Пока что на двери помещения на четвертом этаже арт-центра — напротив Музея нонконформистского искусства — нет даже вывески (хотя с сегодняшнего дня его можно посетить по записи). Но уже скоро это место, по задумке его основателя — музыканта и писателя Владимира Рекшана — должно стать своего рода храмом для знатоков и любителей русского рока.
«А я буду свечки у входа продавать», — шутит он.
Коллекцию будущего музея Владимир Рекшан собирал три года — в одиночку и еще не имея помещения под музей. Сам звонил знакомым артистам, рассказывал об идее через социальные сети, устраивал выставки уже собранных экспонатов — и не ждал поддержки от властей.
«У нас страна царистского сознания, — удивляется он. — У каждого третьего, кто приходил ко мне еще до первой выставки, был вопрос: „Ну, как, губернатор уже дал вам помещение?“ Считается, что только кто-то сверху — царь, губернатор, — должен решать твои вопросы. Но музей рока — народная история, потому что рок-музыка — это наш городской фольклор. И его музей может быть создан только усилиями народа».
На поддержку народа Владимир Рекшан уповал с самого начала. Говорил, что его инициатива — своего рода эксперимент, который должен показать, хотят ли петербуржцы сохранить память о ленинградской рок-культуре, слава которой гремела на всю страну.
«У нас одно из любимых слов — „возрождать“, — говорит музыкант. — А надо меньше терять, тогда и возрождать не понадобится».
Но если с поисками экспонатов как-то еще более-менее сложилось, то с помещением вышло совсем туго. Не дождавшись инициативы ни от властей, ни от меценатов, Рекшан был вынужден прибегнуть к помощи родной «Пушкинской, 10».
«Разместить этот музей на Пушкинской было логично, но здесь ни одного сантиметра свободного не бывает, и ротация возможна только в связи с чьим-нибудь переходом в мир иной, — рассказывает он. — К сожалению, так и произошло в данном случае: 11 декабря 2015 года не стало художника Вадима Серафимовича Воинова. В арт-центре осталась его авторская галерея „Мост через Стикс“, а здесь, в помещении, которое теперь отошло нашему музею, была его мастерская».
На то, чтобы привести 45 квадратных метров будущего музея рока в порядок, у Владимира Рекшана ушло всего полтора месяца. Ремонт тоже пришлось делать самому, своими руками.
«Я даже удивляюсь, как это получилось, — вспоминает он. — Нужно было отодрать и вынести все, что было на стенах, потом сделать косметический ремонт, покрасить, замазать, и, наконец, развесить экспонаты — притом, что количество предметов у меня, конечно же, превышает площади, которые здесь есть».
Сколько же экспонатов на сегодняшний день ему удалось собрать, Владимир Рекшан не говорит: мол, только сегодня из-за океана пришла посылка с 19 килограммами старой прессы — публикациями о рок-музыке. И поступления продолжаются каждый день.
Постер от Артемия, гитара от Джоанны…
Словно в подтверждение его слов, на пороге музея появляется молодой человек с сумкой: он принес несколько будущих экспонатов, которые готов подарить Музею «Реалии русского рока». Владимир Ольгердович приступает к разбору содержимого: две книги о Викторе Цое, пластинки «Камикадзе» и «Группы Стаса Намина», плакат «Гражданской обороны»…
Ничего из принесенного дарителями Владимир Рекшан пока не бракует (за исключениями дублей): во-первых, дареному коню в зубы, как известно, не смотрят, а во-вторых, трудно сказать, в каком направлении музей будет развиваться и какие выставки проводить. Но главный интерес для хранителя представляют, по его словам, «предметы, из которых состояла жизнь русского рока», — именно их он называет «реалиями».
Стены главного музейного зала украшает ряд гитар. Две из них — самые старые — висят на окне, над бюстом Башлачева и стеклянной баночкой с табличкой: «Друг! Подай на развитие музея Русской рок-музыки». Эти самопальные инструменты относятся к 1960-м, и их состояние уже глубоко нерабочее. Но они интересны своей формой и тем, что напоминают о временах, когда артисты и гитары-то себе в магазинах купить не могли, а потому выпиливали сами. Рядом с гитарами hand-made, на одной из стен — инструмент марки «Музима» (мечта советского гитариста!), продукция фирмы «Аккорд», стилизованная под немецкую, а также чудо инженерной мысли из Беларуси — гитара со встроенным фуззом/ На другой стене — гитары «именные»: участника «Аквариума» Михаила Файнштейна (она звучит на первых альбомах группы), основателя «Мифов» Геннадия Барихновского, участника группы «Пикник» Евгения Волощука, Петра Самойлова из «Алисы» (кстати, привезенная Самойлову Джоанной Стингрей).
Под ними и над ними висят старые афиши 1980-х — например, постер Тбилисского фестиваля (того самого, на котором «Аквариум» был дисквалифицирован за неподобающее поведение), который Рекшан выпросил у Артемия Троицкого. И афиши начала 1990-х, читать которые — одно удовольствие в плане стилистики: «Господа! Ленинградский Рок-клуб организует народное гуляние с песнями и плясками», «Группа „Выход“ исполнит для вас подворотный рок с элементами регги, классики авангарда»…
Все рокеры попадают в рай
Во втором зале можно увидеть множество образцов самиздата — это относится как к аудиозаписям на разных носителях, так и к журналам — «Рокси», «Рио»… Несколько удивляет то, что здесь можно найти реликвии, касающиеся не только российских рок-групп, но и западных. Появляется вопрос, все-таки чьи реалии мы пытаемся сохранить? На этот вопрос Владимир Рекшан отвечает с юмором: «The Beatles — это народная российская группа». И поясняет, что-то, каким образом в нашей стране слушатели переписывали и передавали друг другу записи западной эстрады, сделало их частью и нашей культуры. А потому полностью отказываться от их упоминания в музее было бы неправильно.
Совсем небольшое пространство музея заполнено предметами под завязку — включая потолок, на белом фоне которого, среди ламп, заметны небольшие голубые облачка. Если приглядеться, на них видны фамилии — Цой, Гурьянов…
«Это вроде рая», — поясняет Владимир Рекшан. И действительно, перечитав снова фамилии над головой, понимаешь, что они принадлежат тем людям, которых с нами уже нет. Изначально об этом не задумываешься — настолько прочно их музыка вошла в нашу жизнь, среди нее просто живешь. И это — еще одно подтверждение тому, что русский рок — это явление. Которое заслуживает своего музея.