Новости Колпино-СИТИ
Огнем и колотушкой: как мы убиваем своих детей

С начала года в Петербурге заведено 23 уголовных дела по ст. 156 УК РФ («неисполнение обязанностей по воспитанию»). Малышей избивают, унижают, на этой неделе трое детей без присмотра погибли в огне. Почему родителям плевать на своих детей?
Родить ребенка — еще не значит стать матерью. Этот грустный факт неустанно доказывают некоторые петербургские «родители».
Печальная статистика
Закрыв сезон падения детей из окон с неутешительными результатами — почти 30 случаев, из которых восемь — смертельные, безответственные горожане, похоже, не собираются останавливаться на «достигнутом». Город потряс очередной вопиющий случай оставления детей в опасности. В понедельник, 2 ноября, на ул. Крыленко бабушка, прихватив одного из своих внуков, оставила в квартире в полном одиночестве внучек 3 и 4 лет, а также их 5‑месячного братика. На что рассчитывала пожилая петербурженка, неизвестно. Зато известно, что она получила в итоге — три трупа своих внуков.
«В квартире произошло возгорание, — пояснили в ГСУ СК РФ по СПб, — в результате грудной мальчик скончался на месте, девочки впоследствии скончались в автомобиле скорой помощи». Следствием установлено, что мать погибших оставила детей на попечение бабушки и больше недели даже не заглядывала домой.
Трагедии и неприятности происходят с детьми и под присмотром родителей, иногда даже с их непосредственным участием. Так, в середине прошлого месяца загадочный случай произошел в Колпино. В детскую больницу были доставлены пациентка в возрасте 2,5 года с переломом ключицы и ее маленькая сестра — полуторамесячная девочка с ушибом мозга и переломом теменной кости. Мать пострадавших — выпускница сиротского учреждения — разводит руками: ей неизвестно, когда и где дочери получили столь серьезные травмы.
Все рекорды жестокости побили в Красносельском районе. Девятимесячную малышку дома избивали несколько дней, в зверстве подозревается отчим девочки. Кроха впала в кому и скончалась в больнице.
Неадекватные родители буйной россыпью покрывают всю Россию. По данным СК РФ, за 9 месяцев этого года больше 1,5 тыс. детей стали жертвами близких. В августе в квартире Нижнего Новгорода были найдены расчлененные тела шестерых детей и их матери — массовое убийство совершил глава семейства. В Республике Алтай опекун в качестве наказания била 4‑летнюю малышку по голове колотушкой для выбивания ковров — девочка скончалась.
Когда мы перестанем убивать своих детей и можно ли предотвратить беду?
Буква закона ясна не всем
В Петербурге за прошлый год было возбуждено 26 уголовных дел по ст. 156 УК РФ («неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»), за 9 месяцев текущего года — уже 23 уголовных дела. С января на детский телефон доверия в Петербурге поступило около 50 звонков о физическом насилии. Сколько еще детей побоялись обратиться за помощью — сложно представить.
«Одна из трудностей при работе с проблемными семьями — отсутствие нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок оказания помощи жертвам семейно-бытового насилия», — считает уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова. Статья 77 Семейного кодекса РФ предусматривает возможность отобрания ребенка у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью, но четких критериев оценки этой ситуации в законе нет. Получается, что родители практически не несут никакой ответственности за моральные издевательства над ребенком: при отсутствии физического вреда с их стороны все другие насильственные действия не квалифицируются как преступление. По мнению правозащитника, необходим закон о профилактике насилия, предусматривающий однозначные критерии отнесения ребенка к группе риска. Подобные законопроекты обсуждаются с 1997 г., однако ни один из них не был рассмотрен. «Закон необходим, — уверена Светлана Агапитова, — до вступления в силу он должен пройти общественные слушания — так мы сможем одновременно соблюсти права на неприкосновенность частной жизни и в то же время обеспечить эффективный механизм реабилитации жертв насилия».
А нам не все равно
Не дожидаясь изменения законодательства, многие горожане проявляют поистине геройское неравнодушие. Практически каждое сообщение об оставлении детей в опасности содержит слова «по сообщению неравнодушных граждан», «после звонка соседей в полицию». За этими словами — живое сердце петербуржцев, для которых нет чужих детей.
«По собственному опыту могу сказать, что семей, которые ни во что не ставят психическое и иногда даже физическое состояние своих детей, с годами меньше не становится, — отмечает детский и семейный психотерапевт Надежда Савицкая, — поэтому еще раз повторю прописную истину: не нужно бояться проявлять участие и прослыть слишком любопытным, неравнодушие может спасти чью‑то жизнь». Это не означает, что при малейшем плаче за стенкой стоит бежать в полицию и «доносить» на соседей. По мнению эксперта, следует познакомиться с подозрительной семьей и спросить, все ли у них в порядке. «Некоторым достаточно будет даже ощущения, что за ними приглядывают, — отмечает Надежда Савицкая, — но в случае, если дети продолжают выглядеть подавленно или налицо следы побоев, оставаться в стороне категорически нельзя». Если трагедия все же произойдет, ощущение, что ты мог спасти жизнь, но постеснялся или поленился, останется навсегда. С подозрениями можно обратиться в районный отдел полиции или органы опеки.
Обратиться с жалобой или за консультацией можно по детским телефонам доверия: 004, 576-10-10, 8 (800) 20-00-122. За первое полугодие к уполномоченному по правам ребенка в Петербурге поступило 460 жалоб по вопросу нарушения прав детей одним из родителей.