22.02.2019
Новости Колпино-СИТИ
«Кресты» остаются с Петербургом
20.11.2015 14:02
2259
4
О том, что «Кресты-2» будут открыты в октябре текущего года, с опережением графика на 2 месяца, было заявлено в августе 2015 года на объезде Колпинского района вице-губернатором Петербурга Игорем Албиным. Но самый большой следственный изолятор в Европе не открылся в октябре и не откроется раньше июля 2016 года. Основная причина — в отсутствии системы безопасности тюремного комплекса. Дополнительных проблем несколько.
В Новый год в старой камере
Строительство нового СИЗО в Колпино, на смену старым «Крестам», изоляторам на Арсенальной улице и на улице Академика Лебедева, было задумано в 2007 году. Самый большой в Европе следственный изолятор «Кресты-2», соответствующий современным требованиям безопасности и гуманизма, планировалось создать за 2,5 года и 4,5 миллиарда рублей. Подрядчиком по государственному контракту выступило ОАО «Генеральная строительная корпорация». Сроки отодвигались, смета увеличивалась, и в 2014 году были названы окончательные цифры: переезд в декабре 2015 года, цена контракта – 11 907 000 000 рублей. В августе 2014 года при объезде Колпинского района вице-губернатором Игорем Албиным даже обещали открытие на два месяца раньше, в октябре. Не получилось. 16 октября «Кресты-2» посетил с инспекционной поездкой директор ФСИН Геннадий Корниенко, который «указал на основные моменты, требующие немедленной доработки», и поручил «в начале декабря текущего года проверить устранение указанных недостатков и принять готовые объекты следственного изолятора».
Сегодня строительные и отделочные работы практически закончены, но, как стало известно, сдача объекта в декабре не состоится. Через неделю после визита в «Кресты-2» генерала Корниенко к государственному контракту с «ГСК» было заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым сроки продлены до 1 июля 2016 года, а цена увеличена до 12 254 367 662 рублей.
Небезопасная тюрьма
Причиной новых сроков и дополнительных миллионов названа необходимость «приобрести и смонтировать «интегрированную систему безопасности», а также выполнить «сопутствующие и дополнительные работы». То есть, судя по тексту, эта система является новацией, действовавшим контрактом не предусматривавшейся.
Однако ещё в 2008 году руководители ФСИН упоминали, что в «Крестах-2» «новшеством будет интегрированная система безопасности». Система должна была предусматривать контроль биометрических данных при входе-выходе из СИЗО, различные категории доступа сотрудников в те или иные зоны, в зависимости от должностных функций. Эта же информация представлена и на официальном сайте «ГСК».
Корреспонденты спросили у заинтересованных сторон: как так получилось, что о необходимости приобрести, установить и наладить анонсированную 7 лет назад систему вспомнили за два месяца до планируемого ввода в строй?
Федеральная служба исполнения наказаний объяснила: оснащение объекта инженерно-техническими средствами охраны и надзора в 2007 году было предусмотрено в соответствии с действующим в то время ведомственным наставлением. В это наставление в июле 2013 года приказом Минюста России были внесены серьезные изменения, требующие внедрения интегрированной системы безопасности. Принципиальным инновационным отличием от прежних систем стало «применение единого программного средства и/или создание единой системы автоматизации».
Изменения в проектную документацию, по словам официального представителя ведомства, были внесены в 2014 году, государственная экспертиза с увеличением сметной стоимости объекта была пройдена в 2015 году.
«Генеральная строительная компания» на редакционный запрос пока не ответила.
Чудеса тюремной логистики
Всего в новом комплексе должны разместить 4000 подследственных. По существующим нормам обеспечивать деятельность учреждения должны почти 300 сотрудников ФСИН. Это действительно крупнейший в Европе пенитенциарный комплекс, и подобного опыта в российской тюремной системе не было и нет.
Планируется переместить контингент из пяти ныне действующих учреждений: 2500 подследственных из СИ-1 («Кресты»), немногим боле 600 – из СИ-4 на улице Лебедева, примерно по 500 – из женского СИ-5 на Арсенальной улице и из СИ-6 в Горелово. Из СИ-3 в Выборге должны переехать около 400 арестантов. Итого 4,5 тысячи человек.
Само по себе перемещение подследственных из камеры в камеру больших проблем не представляет и технически может быть осуществлено в течение месяца: примерно две недели уйдет на перевозку арестантов из «Крестов», еще две недели — на передислокацию из остальных СИЗО. Гораздо сложнее наладить жизнь и работу. Следственный изолятор — не колония и не тюрьма, в которых состав сидельцев относительно стабилен. Изолятор живет в постоянном движении: вновь арестованные поступают, осужденные этапируются к местам отбытия наказания, признанные невиновными освобождаются. Подследственных постоянно вывозят для участия в следственных действиях вне стен изолятора и для участия в судебных процессах, для встречи с ними стоит очередь из следователей и адвокатов.
Несмотря на прогресс и нововведения в виде лифтов и траволаторов («бегущих дорожек»), система нуждается в проверке и настройке.Первоначальный расчет показывает, что, учитывая емкость пищевых бачков и число «баландеров», которые должны их разносить по камерам, на обед узников будет затрачено около 4 часов. Если прибавить время на завтрак и ужин, ни на что другое времени ни у сидельцев, ни у сотрудников не останется.
Подобных «мелочей» – десятки. Например, приемное отделение, в которое поступают вновь прибывшие арестанты, и спецчасть, в которой концентрируются документы на спеконтингент, находятся в противоположных концах корпуса, что даже при наличии траволаторов предполагает некоторую суету. Проблемы обещают решить, но на притирку, подгонку и настройку нужно время — хотя бы те же полгода, что уйдут на установку системы безопасности. Если будут приказ и волевое решение, начать перевозить 4 тысячи подследственных можно хоть завтра, но тогда крупный бардак неизбежен.
Транспортный тупик
Отдельная история — транспорт. «Кресты-2» фактически заперты между двумя железнодорожными ветками направлением на Москву и на Волховстрой. Проблему могло бы решить продление Оборонной улицы до Лагерного шоссе с переездом над железнодорожными путями московского направления. Но на это пока рассчитывать не приходится: дорога должна захватить территорию Ленинградской области, так что проектирование этого участка может начаться только после того, как область проведет межевание участка и изменит схему территориального планирования.
Второй путь, через Лагерное шоссе на Петрозаводское шоссе, неприемлем по соображениям безопасности. Эта дорога пролегает через железнодорожный переезд волховстроевского направления. По инструкциям ФСИН, автозаки не должны делать длительных остановок, а значит, не могут себе позволить ожидание на закрытом переезде.
Остается путь единственный — с Лагерного шоссе сворачивать на Межевую улицу и через «прокол» под путями московского направления выезжать на улицу Урицкого, а затем через Колпино — на Софийскую улицу или на Московское шоссе. Учитывая, что пропускная способность проезда под железной дорогой невелика, водителей ожидают веселые времена. Кроме автозаков с плановыми и внеплановыми конвоями, автомобилей хозобслуги СИЗО по этой же артерии на автомобилях будут добираться следователи и адвокаты, рассчитывающие пообщаться с 4000 подследственных. Не каждый пойдет до изолятора 1,5 километра пешком от колпинского вокзала.
Если сейчас в судах Петербурга нередки задержки и переносы судебных слушаний из-за опозданий конвоев, доставляющих подсудимых из следственных изоляторов, находящихся прямо в черте города, то дополнительные 15 – 20 километров до КАД ситуацию вряд ли исправят.
Старыми "Крестами"
Прожекты организации в исторических «Крестах» отеля или бизнес-центра остались прожектами: несмотря на престижное расположение, инвесторы не проявили энтузиазма. Сегодня наиболее вероятным вариантом выглядит размещение в тюремном комплексе на Арсенальной набережной регионального управления ФСИН. Взамен городу предполагается передать помещения, которые сегодня занимают подразделения пенитенциарного ведомства. Это здание управления на Захарьевской улице, дом 14, помещения площадью около 200 квадратных метров на Васильевском острове и около 100 квадратных метров — на Атаманской улице, плюс земельный участок на Полюстровской.
Получит город и здания упраздняемых СИЗО. Что тоже проблема. Если относительно новые строения СИ-5 на Арсенальной улице могут заинтересовать потенциального инвестора, то СИЗО-4 на улице Академика Лебедева, «крест» бывшей тюрьмы Морского ведомства постройки 1876 года, по данным редакции, не интересен никому.
Справка:
Строительство следственного изолятора в Колпино было начато ОАО "ГСК" в 2007 году. Общая цена проекта в соответствии с подписанным 22 октября 2015 года дополнительным соглашением - 12 254 367 662 рублей. В составе новых «Крестов» более 20 зданий и сооружений. При возведении режимных корпусов повышенной этажности (8 этажей) были соблюдены все европейские нормы: камеры двух- и четырехместные, на человека — по 7 квадратных метров, санузлы изолированы. В камерах будут телевизоры, холодильники, кондиционеры. Кровля частично задействована под прогулочные дворы. В корпусе 12 лифтов, 6 из них – для конвоирования, медпомощи и доставки пожарных. В изоляторе на 4 тысячи мест (площадь объекта – 35 га, общая площадь – 164 000 кв. м) будет не только хорошая медсанчасть на 200 коек, но и 4 зала для судебных заседаний.
Решение о том, что новый следственный изолятор будет построен в Колпино, было принято осенью 2006 года губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко, предполагаемые затраты на строительство тогда оценивались в 4,7 миллиарда рублей, а максимальный срок строительства — в 3 года. В начале 2007 года во ФСИН уже называли сумму в 9 миллиардов рублей, а к маю в программе «Развитие уголовно-исправительной системы» на 2008-2010 годы фигурировали 15 миллиардов 841 тысяча 920 рублей. Сроком предполагаемой сдачи в эксплуатацию до недавнего времени назывался декабрь 2015 года, в соответствии с последним дополнительным соглашением — 1 июля 2016 года.
Авторам: Все статьи, размещенные на нашем сайте, являются собственностью их уважаемых авторов. Если вы
считаете, что мы нарушили ваше авторское право опубликовав статью или фото, или в случае наличия
ошибки в указании истинного автора-правообладателя или гиперссылки на интернет-ресурс - напишите нам
на электропочту [email protected] и недоразумение будет исправлено.
Новости по теме
Лист новостей
06.10.2024
06.10.2024
05.10.2024