Воскресенье, 06 октября 2024 г. 22:21:30
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Новости Колпино-СИТИ

История плотины №3

24.05.2012 00:48 17331 1
Эта плотина не предполагалась первоначальным планом 1803 г. Но наводнение 1807 г. сделало необходимым строительство дополнительных гидросооружений. Их спроектировал А.Я. Вильсон. В 1809 г. был прорыт ещё один канал – прямой, соединяющий разлив р. Ижоры с её притоком – Малой Ижоркой (Харламовым ручьём). На Малой Ижорке, ниже места соединения с ней канала, была возведена плотина № 3.



Это железобетонная плотина с нерегулируемым водосливом и быстротоком, имеющая поверхностный шестиступенчатый перепад с береговыми устоями. На верхней ступени было устроено водосбросное сооружение, состоящее из пяти чугунных плит с установленными на них чугунными стойками и деревянными подкосами, которые являлись опорами деревянного моста. Сопряжение с берегами осуществлялось чугунными устоями и подпорными стенками из каменной кладки. Ступени водослива были выстланы досками, уложенными поверх каменной кладки. Впоследствии деревянный мост был заменён железобетонным. Противофильтрационное устройство в суглинистом основании было выполнено в виде деревянного шпунта, забитого со стороны верхнего бьефа. Напор на плотине обеспечивает переливная стенка из 20 металлических щитов, закреплённых в пазах опор моста.

К 1990 г. состояние плотины оценивалось как ненадёжное и угрожающее экологической и социальной безопасности района. В 1997-1999 гг. плотина № 3 и мост были реконструированы и укреплены железобетонными щитами. Но не стало красивого водопада, который в последний год своей жизни запечатлел художник Юрий Трушин. И сейчас уже не увидеть то, о чём в 1913 г. настоятелем Свято-Троицкой церк-ви Иоанном Соколовым было написано: «В солнечный день, когда плотина спущена, глазам зрителя представляется великолепное зрелище».

Фактические параметры:
1.Длина моста – 39,94 м
2.Ширина моста – 5,88 м
3.Длина по гребню – 38,0 м
4.Строительная высота – 5,64 м
5.Ширина по опоре моста – 10,06 м
6.Ширина по подошве – 11,05 м
7.Максимальный напор – 2,4 м
8.Общий перепад – 8,2 м

Во время Великой Отечественной войны плотины серьёзных разрушений не понесли. Главная плотина пострадала в наибольшей степени, но и она разрушена не была. После войны их отремонтировали. В послевоенный период эти сооружения ремонтировались ещё не раз. Генеральный подрядчик по последнему ремонту – ЗАО «Трест Ленмостострой».

Колпинские мосты-плотины являются памятниками архитектуры и градостроительства федерального значения. 

Колпинские девицы на фоне плотины у железной дороги (1915 г.)


Эта же плотина на современном рисунке колпинца С.Фукалова
© Александр Васильев, Михаил Кондратьев, Евгений Сизёнов
Авторам: Все статьи, размещенные на нашем сайте, являются собственностью их уважаемых авторов. Если вы считаете, что мы нарушили ваше авторское право опубликовав статью или фото, или в случае наличия ошибки в указании истинного автора-правообладателя или гиперссылки на интернет-ресурс - напишите нам на электропочту [email protected] и недоразумение будет исправлено.

Расписание электричек Колпино

Лист новостей