Новости Колпино-СИТИ
История плотины №3

Эта плотина не предполагалась первоначальным планом 1803 г. Но наводнение 1807 г. сделало необходимым строительство дополнительных гидросооружений. Их спроектировал

Это железобетонная плотина с нерегулируемым водосливом и быстротоком, имеющая поверхностный шестиступенчатый перепад с береговыми устоями. На верхней ступени было устроено водосбросное сооружение, состоящее из пяти чугунных плит с установленными на них чугунными стойками и деревянными подкосами, которые являлись опорами деревянного моста. Сопряжение с берегами осуществлялось чугунными устоями и подпорными стенками из каменной кладки. Ступени водослива были выстланы досками, уложенными поверх каменной кладки. Впоследствии деревянный мост был заменён железобетонным. Противофильтрационное устройство в суглинистом основании было выполнено в виде деревянного шпунта, забитого со стороны верхнего бьефа. Напор на плотине обеспечивает переливная стенка из 20 металлических щитов, закреплённых в пазах опор моста.
К 1990 г. состояние плотины оценивалось как ненадёжное и угрожающее экологической и социальной безопасности района. В 1997—1999 гг. плотина № 3 и мост были реконструированы и укреплены железобетонными щитами. Но не стало красивого водопада, который в последний год своей жизни запечатлел художник Юрий Трушин. И сейчас уже не увидеть то, о чём в 1913 г. настоятелем Свято-Троицкой церк-ви Иоанном Соколовым было написано: «В солнечный день, когда плотина спущена, глазам зрителя представляется великолепное зрелище».
Фактические параметры:
1. Длина моста — 39,94 м
2. Ширина моста — 5,88 м
3. Длина по гребню — 38,0 м
4. Строительная высота — 5,64 м
5. Ширина по опоре моста — 10,06 м
6. Ширина по подошве — 11,05 м
7. Максимальный напор — 2,4 м
8. Общий перепад — 8,2 м
Во время Великой Отечественной войны плотины серьёзных разрушений не понесли. Главная плотина пострадала в наибольшей степени, но и она разрушена не была. После войны их отремонтировали. В послевоенный период эти сооружения ремонтировались ещё не раз. Генеральный подрядчик по последнему ремонту — ЗАО «Трест Ленмостострой».
Колпинские мосты-плотины являются памятниками архитектуры и градостроительства федерального значения.

Эта же плотина на современном рисунке колпинца С. Фукалова