Новости Колпино-СИТИ
180 лет назад в России началась эра железных дорог

15 апреля 1836 года Николай I подписал указ о строительстве Царскосельской железной дороги — первой железной дороги в России.
Решение поистине революционное. Транспортная система огромной страны получила новый вектор развития.
Начать было решено с укладки первой линии от Петербурга до Царского Села, Павловска и Колпино. В перспективе —продление путей из Петербурга до Москвы.
Первая железная дорога России получила название Царкосельской. После введения её в эксплуатацию, она более десяти лет оставалась единственной в России. В Европе она стала шестой по счету крупной железной дорогой общего пользования.
Самая первая в мире железная дорога на паровой тяги для перевозки пассажиров была построена в Англии в 1825 году и имела протяженность 26 миль. Хотя, справедливости ради стоит заметить, сама идея перевозки грузов по рельсам пришла из древности.
В России идея создания железной дороги обрела очертания конкретного проекта, когда в Петербург по приглашению правительства прибыл профессор Венского политехнического института Франц Антон Герстнер. За его плечами был опыт строительства железной дороги у себя на родине.
Профессор Герстнер начал с анализа общей ситуации и пришел к выводу, что в России подобный транспорт будет не просто эффективен, сооружение железных дорог в столь обширной стране — жизненная необходимость.
«Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения…”, — вынес свой вердикт Франц Антон Герстнер.
Однако, при дворе не было единого мнения, приближенных царя смущала дороговизна работ.
Но профессор Герстнер нашел аргумент, против которого оппоненты оказались бессильны: с военной точки зрения не возможно переоценить значение быстроходного транспорта, способного перевозить огромные грузы.
После долгого обсуждения и поиска источников финансирования было принято решение создать акционерное общество. Акционеры нашлись почти сразу, через полгода было собрано 3 млн рублей.
Во время реализации проекта, Россия принимает новые стандарты.
На Александровском заводе в Петербурге увеличивается размер колеи с принятых в Европе 1435 мм до 1829 мм. Это было вполне обосновано и разумно, правда несколько позже, проанализировав эксплуатационный опыт, русский стандарт колеи найдет оптимальный размер, ширину уменьшат до 1524 мм.
Локомотивы и вагоны для Царскосельской железной дороги было решено не строить самим, а приобрести за рубежом —в Англии и Бельгии.
В Санкт-Петербург прибыли 6 паровозов, более 40 вагонов для перевозки пассажиров пассажирских и два десятка грузовых платформ.
Через полтора года после начала строительства, 30 октября 1837 года, в 2 часа 30 минут пополудни пассажирский поезд из восьми вагонов, ведомый локомотивом Стефенсона, преодолел путь в 27 километров из Петербурга в Царское Село за 35 минут. П
Интересно, что поездка от Петербурга до Царского села заняла 35 минут, а обратная поездка — 27 минут; таким образом, максимальная скорость достигала 64 км/ч, а средняя составила 51 км/ч. В последующие три дня в поездах от Петербурга до Царского Села и обратно ездили все желающие.
Первый паровоз получил имя —"Проворный», а машинистом первого поезда стал сам инженер Герстнер. Среди первых пассажиров присутствовал император со свитой.
Царскосельская железная дорога. Раскрашенная литография. 1837
Автор текста: Антон Хуторян
Фото: Царскосельская железная дорога. Раскрашенная литография. 1837