Новости Колпино-СИТИ
"Люди": Женское лицо войны. Жительницы Ленинграда во время блокады
Выносливости и самоотверженности советской женщины могли позавидовать храбрейшие из фронтовиков, все тяготы военных бедствий она вынесла на своих плечах. Трудовой героизм ленинградок равен героизму миллионов женщин Советского Союза: тех, кто лицом к лицу столкнулся с врагом. А враг, в свою очередь, был страшен не олицетворением определенных стран, а воплощением ужасающей идеологии — нацизма.
После окончания войны упоминания о подвигах женщин носили лишь эпизодический характер. Пресса вскользь упоминала о борьбе, которую вели женщины-фронтовички в рядах партизан, отрядах подпольщиков, органах разведки, частях ПВО. Только в начале 60-х гг. увеличилось количество публикаций, в свет выходят мемуары, авторами которых являлись сами участницы.
Роль советской женщины уникальна массовостью, которая не знает аналогов в мировой истории. Только на фронте воевало около 800 тысяч женщин, а уже в 1942 году воинами стали еще 550 тысяч молодых патриоток. Женщины заменяли павших или раненных мужчин в боевых расчетах артиллерийских и зенитных частей. Более 30.00 тысяч жительниц еще в первые дни войны вступили в дивизии народного ополчения, свыше 5 000 тысяч воевали в строю партизанских отрядов. К весне 1942 года каждый второй житель Ленинграда стал бойцом МПВО и около 85 % из них были женщины.
Великобритания и США задействовали женщин, переодетых в мужскую форму, но никогда не допускали их к военным действиям. В рядах Красной армии воевали санитарки, медицинские сестры, телефонистки, которые фактически постоянно оказывались под огнем выстрелов. Ленинградки не только воевали против врага, но и спасали солдат, мирных жителей, пострадавших от бомбежек и артобстрелов. В течение войны 31 925 жительниц города ушли на фронт медсестрами-сандружинницами. Среди медицинских работников осажденного Ленинграда преобладали женщины: к концу 1941 года - 73%, а в 1942 году - почти 84%. Для помощи горожанам были сформированы комсомольские отряды, состоящие из девушек, обходивших квартиры, оказывая жителям бытовую и медицинскую помощь.
Буквально через несколько месяцев после начала войны фактически все промышленные предприятия Ленинграда и области были переведены на массовое изготовление боеприпасов, предметов для вооружения и инженерного имущества. Во время блокады Ижорский завод запустил производство корпусов танков, боеприпасов, бронеавтомобилей. Стоит ли говорить о том, что существенную часть работников тыла составляли женщины…
Уже к середине 1943 года более 84% работников промышленных предприятий состояли из женщин. Девушки осваивали новые профессии, учились управляться с промышленным оборудованием, выносили тяготы голода и изнурительной работы. И, несмотря на формальное нахождение в осажденном городе, предприятия справлялись с фронтовыми заказами.
Помимо многочисленных тягот войны, женщины, ушедшие на фронт, часто подвергались насмешкам со стороны мужчин. Историко-психологический аспект взаимоотношений мужчин и женщин в военной обстановке до сих пор досконально не исследован. Наряду с уважением, ко многим женщинам приклеивали, как ярлык, аббревиатуру ППЖ - походно-полевая жена, – и это лишь одна сторона сложившихся отношений. На войне случалось всякое.
В одном из радиоэфиров сентября 1942 года, выступая по ленинградскому радио, Анна Ахматова сказала: «Наши потомки отдадут должное каждой матери эпохи войны, но с особой силой взоры их прикует ленинградская женщина... Нет, город, взрастивший таких женщин, не может быть побежден».
Сотни тысяч женщин точно также, как и мужчин, погибали в бою с врагом, в тылу, пропадали без вести, получали увечья и ранения, подвергались психологическому и эмоциональному давлению. В головах сотен тысяч тех, кто выжил продолжало звучать лишь одно слово – победа.