Четверг, 25 апреля 2024 г. 06:45:54
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Новости Колпино-СИТИ

История на фотографии: колпинские автобусы 40-х - 60-х годов

23.10.2015 17:32 14982 3

Продолжая наш экскурс в историю на тему общественного транспорта в Колпино, заглянем в историю немного поглубже. Рассмотрим менее известную колпинскую фотографию пятидесятых годов, на которой запечатлена привокзальная площадь ещё без памятника Ильичу (т.е. фотография сделана до 1957 года). На фотографии видно два автобуса, скорее всего это ЗИС-16, который выпускался до августа 1941 года, возможно это была Ленинградская модификация машины, т.к. Ленинградское городское управление автомобильного транспорта на своем ремонтном заводе выпускало, исходя из концепции ЗиС-16, городские автобусы собственной конструкции.

001.jpg

Практически сразу после войны, в 1946 году, был основан Колпинский автобусный парк. Тогда в составе автотранспортной конторы №4 "Главленинградстроя" было всего 5 автобусов. Скорее всего, это восстановленные после войны машины, поскольку значительная часть автобусов ЗИС-16 погибла в годы войны на фронте, где их использовали в качестве санитарных машин. Большая часть автобусов после войны была реконструирована на различных предприятиях с перестановкой на новые шасси ЗИС-150. Такие меры позволили ЗИС-16 доработать на городских маршрутах до середины 50-х.

ЗИС-16 возле «26-го» магазина в Колпино:

002.jpg

Городские автобусы ЗиС-16 выпускали в нескольких вариантах. Основой кузова служил каркас, выполненный из деревянных брусьев, обшитых штампованными из стального листа панелями. В результате кузов был излишне массивным. Для того, чтобы шасси выдержало солидный, как тогда говорили, "мертвый вес" автобуса, 27 сидящих и 10 стоящих пассажиров, да еще немало "сверхнормативных", новый автобус снабдили шинами увеличенного размера (36Х8 дюймов против 34Х7 дюймов у ЗиС-8). Для пассажиров было предусмотрено 27 мягких сидений, обитых дерматином и выполненных на трубчатых каркасах. Блестящие никелированные поручни, опускаемые стекла, мягкий свет трех плафонов, отражаемый белой обшивкой потолка и стен, создавали уют. Во всяком случае, по сравнению с предыдущими моделями городских автобусов. Для своего времени обтекаемые формы кузова были очень модными, а оформление передней части очень напоминало капот лимузина ЗИС-101А.

003.jpg

004.jpg

ЗиС-16 в фильме "Подкидыш": 

Источники говорят, что до наших дней не дошло ни одного экземпляра этой машины, впрочем нельзя исключать того, что где-то могли сохранится чудом уцелевшие ЗиС-16.

В январе 1956 г. на базе автотранспортной конторы №4 "Главленинградстроя" был организован филиал автобусного парка №1, к тому времени уже насчитывавший 30 автобусов. По колпинским улицам стали курсировать автобусы по восьми маршрутам, в т.ч. на Пушкин, Никольское, совхоз им. Тельмана. В 1956 году появились первые 30 автобусов ЗИС-155 которые стали обслуживать 10 внутригородских и пригородных маршрутов. В 1957 году население нашего города составляло около 30 тысяч человек.

Уже в эти годы в Ленинграде была организована центральная диспетчерская служба (ЦДС), благодаря которой автобусы стали работать чётко по расписанию, а взамен сломавшегося в течение нескольких минут на смену выходил другой автобус.

В пятидесятые на улицы Ленинграда вышел ЗИС-155, ставший самым массовым автобусом 50-х годов.

ЗиС-155 на привокзальной площади в Колпино:

005.jpg

006.jpg

ЗиС-155, автобус из к/ф "Дети Дон-Кихота" (1965):



ЗИС-155 (c 26 июня 1956 г. — ЗИЛ-155) — советский автобус, массово выпускавшийся в 1949-57 гг. Он стал более простым в производстве по сравнению с предыдущими моделями, но менее вместительным (длина — 8 метров). В конструкции использовались элементы кузова ЗИС-154 и агрегаты грузовика ЗИС-150. Именно на ЗИС-155 был впервые в советском автопроме внедрён генератор переменного тока. Автобус мог перевозить 50 пассажиров (28 сидячих мест). Двигатель ЗИС-124 мощностью 90 л.с. разгонял машину полной массой 9,9 т до 70 км/ч.

ЗИС-155 эксплуатировались с 1956 по 1962 г.:
007.jpg
Колпино, вокзал. 1956 - 60гг.:
008.jpg
Салон ЗиС-155:
009.jpg
Изначально предполагалось, что ЗИС-155 будет переходной моделью, поэтому его недостатки — большая высота подножек над тротуаром, плохое отопление салона, сильная загазованность кабины водителя, большая трудоемкость обслуживания, утомляющее водителя частое переключение передач — тоже представлялись временными.
Автобусы разных лет выпуска внешне незначительно различались между собой. Так, на ЗИС-155 последних лет боковины кузова были обновлены и приближены по дизайну к следующей модели,ЗИЛ-158.

В 1961 г. были введены автобусные маршруты пригородного сообщения: в Ленинград, Пушкин, Ям-Ижору, Никольское, Сапёрный, Усть-Ижору и Петро-Славянку. Вводились новые городские маршруты, росло число ежедневно выходивших на линию автобусов.

Если взглянуть на следующую фотографию, то можно разглядеть рядом с известным нам ЛИАЗ-677 курсирующий по маршруту ЗИЛ-158 (который позже переименуют в ЛИАЗ-158):
010.jpg
ЗиЛ-158 был основной моделью автобуса в городских автобусных парках Советского Союза в 60-х и начале 70-х годов XX века. На ЛиАЗе собрано и выпущено более 62350 автобусов. Сборка велась до конца 1969-го года.Данные автобусы эксплуатировались практически во всех уголках СССР. Автобус отличался проблемами с прочностью кузова из-за чего срок его эксплуатации не превышал 8-10 лет. С появлением автобусов ЛиАЗ-677, автобусы ЗИЛ-158 стали постепенно снимать с эксплуатации. Массовое их списание началось во второй половине 70-х. Автобус был рассчитан на максимальное число пассажиров в количестве 70 человек.

ЗиЛ-158 (ЛиАЗ-158), автобус из к/ф "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (1965): 

011.jpg
Салон ЛиАЗ-158:
012.jpg
013.jpg
014.jpg
Именно таким общественным автотранспортом пользовались жители города Колпино в пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века. Этим машинам далеко до комфорта и вместительности, но они хорошо выполняли свою задачу и выглядели вполне современно для своего времени.


При написании статьи использована информация из книги «История Колпина» авторы: Сизенов Евгений Петрович, Иволга Раиса Семеновна, Ефимова Галина Алексеевна, фотоматериалы группы «Колпинский Автобусный парк» (http://vk.com/buskap) и другие источники.

© Иван Пивоваров, специально для Колпино-СИТИ
Авторам: Все статьи, размещенные на нашем сайте, являются собственностью их уважаемых авторов. Если вы считаете, что мы нарушили ваше авторское право опубликовав статью или фото, или в случае наличия ошибки в указании истинного автора-правообладателя или гиперссылки на интернет-ресурс - напишите нам на электропочту [email protected] и недоразумение будет исправлено.

Расписание электричек Колпино


Warning: Undefined array key 1 in /home/bitrix/www/bitrix/modules/advertising/classes/general/advertising.php on line 3526

Warning: Undefined array key 2 in /home/bitrix/www/bitrix/modules/advertising/classes/general/advertising.php on line 3527

Warning: Undefined array key "" in /home/bitrix/www/bitrix/modules/advertising/classes/general/advertising.php on line 3544

Warning: Trying to access array offset on value of type null in /home/bitrix/www/bitrix/modules/advertising/classes/general/advertising.php on line 3544

Warning: Undefined array key "" in /home/bitrix/www/bitrix/modules/advertising/classes/general/advertising.php on line 3545

Warning: Trying to access array offset on value of type null in /home/bitrix/www/bitrix/modules/advertising/classes/general/advertising.php on line 3545

Warning: Undefined array key "SESS_LAST_ADV_ID" in /home/bitrix/www/bitrix/modules/advertising/classes/mysql/advertising.php on line 713

Warning: Undefined array key "SESS_COUNTRY_ID" in /home/bitrix/www/bitrix/modules/advertising/classes/mysql/advertising.php on line 714

Warning: Undefined array key "SESS_CITY_ID" in /home/bitrix/www/bitrix/modules/advertising/classes/mysql/advertising.php on line 715

Warning: Undefined array key "SESS_GUEST_NEW" in /home/bitrix/www/bitrix/modules/advertising/classes/mysql/advertising.php on line 722

Warning: Undefined variable $stat_region in /home/bitrix/www/bitrix/modules/advertising/classes/mysql/advertising.php on line 828

Warning: Undefined array key "new_sidebar_1" in /home/bitrix/www/bitrix/modules/advertising/classes/general/advertising.php on line 3562

Warning: Trying to access array offset on value of type null in /home/bitrix/www/bitrix/modules/advertising/classes/general/advertising.php on line 3562

Warning: Undefined array key "new_sidebar_1" in /home/bitrix/www/bitrix/modules/advertising/classes/general/advertising.php on line 3565

Warning: Trying to access array offset on value of type null in /home/bitrix/www/bitrix/modules/advertising/classes/general/advertising.php on line 3565

Warning: Undefined array key "DEFAULT_TEMPLATE" in /home/bitrix/www/bitrix/components/bitrix/advertising.banner/class.php on line 150

Warning: Undefined array key "new_sidebar_2" in /home/bitrix/www/bitrix/modules/advertising/classes/general/advertising.php on line 3761

Warning: Undefined array key "new_sidebar_3" in /home/bitrix/www/bitrix/modules/advertising/classes/general/advertising.php on line 3761

Warning: Undefined array key "new_sidebar_4" in /home/bitrix/www/bitrix/modules/advertising/classes/general/advertising.php on line 3761

Лист новостей