Воскресенье, 06 октября 2024 г. 19:37:09
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Новости Колпино-СИТИ

Россия. Владимир-Суздаль. Земля мастеров

19.05.2015 21:59 789
На сайте «Литсеть» запущен интересный проект – рассказы о путешествиях "80 дней вокруг света". В проекте успешно публикуются рассказы Михаила Васильевича Матренина, его истории мы перепечатываем и на нашем сайте. Уже были истории про Крым, Ейск, а теперь Владимир-Суздаль.

Во Владимир я попал, поскольку мне было суждено отковать гвоздь и расписать пряник.
Но – по порядку.

Стыдно, живя в России и даже сочиняя порою стихи, ни разу в жизни не побывать хотя бы в одном из городов Золотого Кольца.
Так решили мы однажды с приятелем-стихотворцем, и стали выбирать, в какой же город махнуть на три-четыре дня.
Для начала заглянули в интернет – и выяснили: никто толком не знает, сколько же городов входит в это самое Золотое Кольцо. В одном списке – восемь, в другом – двенадцать, а в третьем – все двадцать пять…
Но Владимир и Суздаль есть во всех списках. И хотя расположены не так уж близко друг от друга, но музей-заповедник (с сотнями монастырей, храмов, и прочих охраняемых государством зданий) у них общий, Владимиро-Суздальский.
Насчет сотен – не преувеличение: в одном только Владимире 239 памятников истории и архитектуры.

Поехать решили не по путевке, а самостоятельно. Так оно дешевле, да и турфирмы в Питере банкротятся одна за другой… Номер в мини-отеле забронировали по интернету – и вперед.

Поначалу нас ждали неприятные неожиданности. В любом крупном городе, в любое время суток, на перроне дежурят таксисты, встречая выходящих пассажиров. Здесь же не было никого. Пусто! Правда, поезд из Питера прибывает в пятом часу утра, но, к примеру, в Симферополе, в то же самое ночное время, таксисты тебя буквально на части рвут.
Обойдя вокруг вокзала, я приметил вдали одинокую легковушку, у которой маячила мужская фигура. Подошел.

- Вы, случайно, не таксист?
Он смерил меня взглядом, явно оценивая, на какую сумму меня можно раскрутить, выдержал театральную паузу и процедил:
- Ну.
- Нам на Большую Московскую, дом такой-то. Это рядом, два квартала.
- Не поеду.
- Почему?
- Я только за город езжу.
- Не хотите за десять минут заработать сто рублей?
- Не хочу.
- Двести.
- Нет.
Явно куражился, короче говоря. И кайф от этого ловил.

Не будь гололеда, мы бы плюнули и пешком пошли. Да колесики от чемодана, как на грех, отвалились еще при посадке…
Тогда я догадался вернуться в зал ожидания и узнать номер такси от дежурного. Нам назвали два номера, оба легкие – 666-777 и 41-41-41.
Таксист по телефону долго объяснял, что будет ждать нас «за паровозиком». Никакого паровозика мы в темноте не заметили, пришлось вновь обращаться к дежурному… Старенький паровозик, типа памятник, в конце концов нашелся поодаль. Такси пряталось за ним.
- К чему такая конспирация?
- Да вы что! Там же бомбилы дежурят, это же мафия! Они и морду набить могут, и шины проколоть… У нас тут целая война была.

Приехали к отелю, позвонили по сотовому хозяйке. И хотя она прекрасно знала время прибытия поезда и обещала, что все будет нормально, да и перевод-задаток получила, однако внезапно всполошилась:
- Что ж вы так рано, у меня еще номер не готов!
Пришлось на том же такси возвращаться на вокзал искать пристанища. Комнаты отдыха там на четвертом этаже. Лифта нет. Душ тесный и грязный, без полочки для мыла, и даже очки пришлось вешать на гвоздь.

Устроившись, наконец, в отеле, поехали через весь город в дешевый супермаркет «Глобус», чтобы затовариться на четыре дня. Попутно планировали полюбоваться Владимиром из окна автобуса. Не тут-то было! За стеклом, густо заляпанным грязью, проплывало нечто серое и мутное…
Я эти мелкие неприятности так подробно описываю на всякий случай, чтобы другие путешественники учли наш опыт.
Зато потом…
Потом началась сказка.


В окрестностях Владимира

Владимир буквально обозначает «владеющий миром». Впрочем, слово «мир» можно трактовать и как внутренний. То есть – владеет душой. Это древняя столица Северо-Восточной Руси.

Место для жилья мы выбрали удачное. Именно на Большой Московской либо близ нее расположены Золотые Ворота, Троицкая церковь, Музей старого Владимира, Музей пряника, Кузница Бородиных, Успенский собор, Дмитриевский собор, музейный центр «Палаты», Рождественский монастырь, Выставочный центр…

Я не хочу дублировать сведения, которые есть во всех путеводителях и в интернете. К тому же от меня вся цифирь, озвучиваемая экскурсоводами, отскакивает, как от стены горох. Много ли вам даст тот факт, что воздвигнутая в 1660-1664 гг. стена Спасо-Евфимиевого монастыря имеет протяженность 1160 метров и насчитывает двенадцать башен? Лучше дать меньше цифр, но больше фото…

Земля Золотого Кольца как-то особо предрасположена для роста храмов и башен. Их неоднократно разрушали – а они вновь вырастали, надстраивались, перестраивались, тянулись к небу… Как луковичные растения, у которых можно срезать вершки, но луковка вновь пустит стрелку…
Да что там храмы – разорялись и вновь отстраивались целые города…

Однако о Золотых Воротах – чуть подробнее.



Древность этого внушительного сооружения бросается в глаза. Построены они, подумать только, в 1164 году. Во Владимир вело семь ворот, эти – главные и единственные, которые сохранились до наших дней. Удивительно ощущать, что здесь, под этим сводом, напоминающим триумфальную арку, проходили и проезжали многие великие князья, в том числе – небесный покровитель Ижорской земли, святой благоверный князь Александр Невский…

По легенде, во время строительства часть свода обрушилась, погребя 12 человек. Князь Андрей Боголюбский велел принести икону Богоматери и стал молиться о спасении рабочих. И всех извлекли из-под завала невредимыми! В память о чуде построена надвратная церковь.

Подобных сооружений, где сочетались бы две оборонительные башни, парадный въезд и храм над ним, нигде больше нет, и не было.

Сейчас в надвратном храме – небольшой военно-исторический музей с оружием и воинским снаряжением разных времен: арбалеты, палицы, пищали… Но и кое-что современное есть, вплоть до скафандра космонавта В.Кубасова. Есть горстка земли Сталинграда: пепел, гильза, осколки, кусочек колючей проволоки... И диорама: штурм Золотых Ворот войсками хана Батыя в 1238 году.


Диорама «Штурм Золотых Ворот»

Неподалеку – Троицкая церковь, краснокирпичная снаружи и белоснежная изнутри. В этом бывшем храме также устроен музей: хрусталя, лаковой миниатюры и вышивки.


Вышивка из музея в Троицкой церкви

Хрусталь впечатляет. Особенно хороша гигантская люстра (В.Муратов, «Воспоминание о Венеции») и лежащая в яблоке Ева, с яблоком же в руке (А.Курилов, «Искушение»). Эта композиция удачно подсвечена: под тихую музыку фигура Евы выступает из мрака, меняя цвет кожи от темно-шоколадного до ярко-золотого, и вновь скрывается во тьме… Действительно – искушение!





А вот некоторые сюжеты лаковых миниатюр навели на грустные ассоциации. Поскольку одна из них посвящена воссоединению Украины с Россией, а другая изображает прокладку газопровода…

Впрочем, и среди вышивок есть современные сюжеты, например – строительство БАМа.

Из этого музея наш путь – к другому, которой рассказывает о старом Владимире. Он устроен в бывшей водонапорной башне. Кстати, под такую башню в годы богоборчества хотели приспособить надвратную церковь Золотых Ворот, смонтировав в ее помещении огромный бак, но, к счастью, передумали.

В музее – забавные вывески, старинные часы и ключи, много предметов обихода, фотографий и картин, а со смотровой площадки открывается вид на Владимир, в том числе – на величественный Успенский собор (XII век).


Вывеска парикмахерской


Ключи от старинных замков


Вид Владимира с водонапорной башни

Это один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублева. Здесь венчались на великое княжение князья Владимирские и Московские.


Памятник Андрею Рублеву

Собор стоит на холме, благодаря чему никакие соседние здания не мешают восприятию, не застят перспективу. И когда подходишь к нему, постепенно и величаво воспаряет над тобою в синем небе, как белый лебедь…


Успенский собор

Я в него влюбился. А по возвращении сделал, с помощью фотошопа, гравюру собора и некоторых других храмов.


Успенский собор, стилизация под гравюру


Троицкая церковь, в которой расположены три музея

На следующий день махнули в Суздаль. Вновь не удалось полюбоваться пейзажами. Видимо, стекла автобусов во Владимире не моют принципиально.


Суздаль. Вечер.


Храм в Суздале

Попали на роскошную ярмарку. Прокатились на санях, покормили морковкой лошадку Лакомку…


Рядом с лошадкой Лакомкой – ее хозяйка Ольга

Особенно восхитили валенки со снегирями и лоскутные одеяла.





Остановившись у одного из них, воскликнул:
- Вот бы такое детям!
И услышал в ответ:
- Так за чем дело стало? Какие-то жалкие восемь тысяч рублей – и оно ваше.

Конечно, я и раньше видел отличные образцы лоскутного шитья – например, при поездках на Валдай или в Пушкиногорье. Но только в Суздале окончательно проникся убеждением, какой это оригинальный вид народного искусства. И один из самых древних: использовать обрезки ткани люди наверняка стали с тех пор, как научились эту ткань изготавливать и кроить.

А какие шедевры в крохотном магазинчике клуба «Суздальский лоскуток»! Какие разнообразные котики (я, вообще-то, кошатник)…







Вот чем надо торговать через интернет с заграницей! Но, боюсь, Минкульт и кто там еще помешают… Вывозить изделия искусства за рубеж – та-а-акой геморрой… Прочтите хотя бы здесь:
http://www.moscow-faq.ru/all_que....4

Может, на изделия народных промыслов этот бред не распространяется – везут же туристы тоннами лаковые шкатулки, деревянные ложки и матрешек. Но это ширпотреб. А суздальское шитье, настаиваю – произведения искусства. Штучная ручная вдохновенная работа.

После поездки заглянул в Википедию, где узнал новые слова – пэчворк и квилт, а также о том, что «После революции этот вид шитья не вошел в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств». Наверно, и к лучшему, что не вошел – страшно представить огромные одеяла на темы великих строек либо покорения целины.

Два дня посвятили разнообразным выставкам: иконы, живопись, фото…

Знаете ли вы, что есть авторский патент на особый метод написания икон – «Кузнецовское письмо»? И что крупнейшее собрание этих икон находится именно в Выставочном центре Владимира?
Юрий Кузнецов (1948–2012) изобрел и запатентовал метод соединения древнерусского «узорочья» и французского пуантилизма. Он наносил на огромные деревянные доски круглые мазки чистых красок, не смешивая их. И в каждый такой кружок размещал еще один, другого цвета и меньшего размера. От этого создается впечатление бликов, которые играют на окладах икон, как бы расшитых крупным жемчугом и разноцветным бисером.


Икона «кузнецовского письма» Спас Ярое Око

Оригинальную трактовку этому методу дал доктор технических наук Е.П.Тетерин: «Иконописец неосознанно воспринимает вибрации всеобщего информационного поля, накопленного человечеством. Существующая с начала XX века в физике драматическая борьба двух идей: дискретности и непрерывности, привела к пониманию существования явлений, например, света, одновременно обладающих этими отрицающими друг друга свойствами. Именно это совмещение несовместимого нашло свое отражение в иконах кузнецовского письма: через дискретное точечное письмо показывать вечное и непрерывное. Отсюда сильнейшее эмоциональное воздействие. Юрий Кузнецов сумел воспринять выстраданную физиками идею и, преломив ее, передать в иконах».

Еще одна прекрасная выставка – с работами Алексея Весёлкина.
Он – человек разносторонне одаренный. Выпустил несколько сборников стихов, изобрел оригинальную технику письма маслом по мелованной бумаге, а главные его работы – это, безусловно, эмали.


Эмаль «Дети Африки»

На сайте художников Владимира я нашел об этом такие интересные сведения:
«Художников-эмальеров в России вообще немного – около 200 человек. Эмаль трудоемка и многодельна, для нее нужны особые материалы и дорогостоящее оборудование. Рождается эмаль в огне, поэтому в мастерской художника должна стоять высокотемпературная печь. Результат обжига непредсказуем настолько, что порой может удивить даже самого художника. В этом творчестве соавтором художника является огонь. Слои эмали в этих работах можно рассматривать как напластование времен. Поэтому кажется, что образы проступают сквозь осыпающуюся штукатурку старой стены, или чуть заметны на потрескавшемся древнем пергаменте».
Очень точно и образно.

А вот какие стихи Весёлкин пишет:

«Перебирая старые этюды,
Я в них вхожу, гляжу сюда оттуда,
С натуры и из прошлого – всегда
На лист. Сначала мелочь: провода,
Столбы, детали. Я «снимаю» их обратно
Ключом воспоминаний, через пятна,
Сквозь память рук, вскрываю общий план –
Фактуру ближних сел и дальних стран.
Повторным взглядом проникаю в города,
Где я писал и был удачлив иногда.
Я отворяю их, те двери, окна, крыши
И снова чувствую: они всё тем же дышат.
Тепло людей припоминая, в сад, в леса
Я пробираюсь, прикасаюсь к небесам,
К исходной точке, где пока еще я не был,
Не рисовал еще. И раскрываю небо
В конце (в начале) того давнего пути.
Через картину можно в это всё войти».


Право же, неплохо.
Приятно было узнать, что окончил Весёлкин нашу питерскую Мухинку…

Следующая выставка, на которой мы побывали – «Образы России» Алексея Нитецкого.
Он – фотограф, давний друг Владимиро-Суздальского заповедника, превосходно снимает храмы и красавиц в русских костюмах.


Утро туманное (фото А. Нитецкого)


Русская красавица (фото А. Нитецкого)

И еще одна выставка – старинные Евангелия в металлических окладах: тонкая филигранная чеканка…



Посетили два монастыря, но их богатства уже нет сил описывать. К примеру, в Спасо-Евфимьевом – четыре храма, в том числе величественный Спасо-Преображенский собор с фресками Гурия Никитина, музей наивного искусства, музей реставрации, Золотая кладовая, экспозиция «История суздальских монастырей», захоронение Дмитрия Пожарского и памятник-часовня в его честь… И грустная надпись: «Место родовой усыпальницы князей Пожарских и Хованских, где в апреле 1642 года был похоронен национальный герой России Д.М.Пожарский. В 1885 году над могилой Пожарского на собранные народные средства был сооружен памятник, разрушенный в 1933 году».
А в 1955 году спохватились – и воздвигли новый памятник, но уже вне стен монастыря…


Памятник Пожарскому

Завершу, как и обещал, гвоздем и пряником.



Гвоздь я отковал в мастерской потомственных кузнецов Бородиных. Юрий Бородин – выдающийся мастер, его работы есть во многих музеях. Сейчас его дело продолжает сын Алексей.









В мастерской много экспонатов музейного уровня, но «фишка» в том, что это не музей, а действующая кузница, где можно наблюдать за работой мастера и даже, за отдельную плату, отковать и унести с собою большой гвоздь.
Алексей Юрьевич перед работой дал инструктаж по технике безопасности, а после нее строго спросил:
- Какой праздник недавно был?
- Валентинов день!
- Это неправильный праздник. Басурманский. Православные должны отмечать день Петра и Февронии муромских.


Петр и Феврония

И показал придуманный им сувенир – «февроньку»: заплетенный в узелок гвоздь.
Воистину, тема гвоздей преследует меня со дня посещения музея Поддубного в Ейске

А пряник я расписал, естественно, в Доме-музее пряника, после увлекательной лекции и дегустации с горячим чаем печатных пряников ручной работы, под огромным лозунгом «Возрождая сладости, мы приносим радости».



И, вернувшись в Питер, подарил этот пряник внучке. 
© Михаил Матренин (фото автора)
Авторам: Все статьи, размещенные на нашем сайте, являются собственностью их уважаемых авторов. Если вы считаете, что мы нарушили ваше авторское право опубликовав статью или фото, или в случае наличия ошибки в указании истинного автора-правообладателя или гиперссылки на интернет-ресурс - напишите нам на электропочту [email protected] и недоразумение будет исправлено.

Расписание электричек Колпино

Лист новостей