Новости Колпино-СИТИ
Ижорский броневик занял почетное место
29 июня 2012 года Ижорский броневик вернулся из реставрации и занял почетное новое место на территории Ижорских заводов. Теперь он украшает собой проходную "Фидерную". Со стороны города можно рассмотреть его на новом постаменте через въезд на завод.
«Фиа́т» (также «Фиат» Ижорского завода, «Фиа́т-Ижо́рский», «Фиа́т-Ижо́ра») — лёгкий пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи и Рабоче-крестьянской Красной армии. Разработан на базе шасси автомобиля итальянской фирмы Fiat, производившегося по лицензии в США[1]. Хотя разработка проекта и закупка шасси осуществлялись ещё в 1916 году, массовое производство бронеавтомобилей было развёрнуто лишь после Февральской революции. С 1917 по 1918 год на Ижорском заводе было построено около 80 экземпляров бронеавтомобиля. Бронемашины активно использовались Рабоче-крестьянской Красной армией в боях Гражданской войны, будучи вторыми по численности (после «Остинов» различных типов) в бронечастях Красной армии.
История создания:
К концу 1914 года в Российской Императорской армии существовало всего одно боевое подразделение бронеавтомобилей — 1-я автомобильно-пулемётная рота, располагавшая главным образом пулемётными бронеавтомобилями «Руссо-Балт тип С». Действия роты были весьма успешны, однако к техническим характеристикам машин имелись претензии. Как следствие, командование Русской армии было очень заинтересовано в получении более современных боевых машин. Ряд заводов и мастерских предлагали разнообразные проекты броневиков. Один из них, разработанный инженерами Ижорского завода и Броневого отдела Военной автомобильной школы, был признан весьма перспективным. Однако в реализации проекта возникли проблемы. Если с изготовлением бронекорпусов и вооружения особых затруднений не возникло, то шасси для броневиков превратились для инженеров в настоящую головную боль. Очень скоро стало ясно, что большинство российских автомобилей для этой цели практически не годится, да и их производство было мелкосерийным. В итоге, в начале 1916 года было принято решение заказывать подходящие шасси за границей и бронировать их в России. Работы ощутимо подстёгивали также планы ГВТУ на 1917 год, которые предусматривали значительное увеличение парка бронеавтомобилей: уже к 1 июля 1917 года предполагалось иметь броневиков на 70 автопулемётных взводов и 100%-ный резерв для восполнения боевых потерь, то есть 380 пулемётных и 180 пушечных броневиков. Выполнение столь наполеоновских планов было возможно только при условии закупки шасси за границей.
Одними из наиболее приемлемых были сочтены автомобили итальянской фирмы FIAT, производившиеся по лицензии в США. 21 февраля 1916 года Англо-Русский правительственный комитет в Лондоне заключил с одним из американских заводов фирмы «Фиат» контракт на постройку 90 шасси для бронеавтомобилей. Срок поставки был определён как 1 ноября 1916 года. В качестве базы фирма использовала одно из своих легковых шасси, FIAT 50 HP, которое, однако, подверглось существенному усилению и доработке. В частности, на заднем мосту увеличенной прочности устанавливались двускатные колёса, использовался более мощный двигатель, монтировался второй (кормовой) пост управления. Первая партия данных шасси, получивших заводское обозначение «FIAT тип 55», была отправлена в Россию летом 1916 года. Параллельно Броневой отдел Военной автомобильной школы занялся доработкой первоначального проекта своего бронеавтомобиля с учётом шасси «FIAT тип 55». Итогом работ стали пять проектов бронировки, различавшихся главным образом размещением вооружения. В частности, рассматривались варианты размещения двух спаренных пулемётов в одной башне кругового вращения, по одному в двух башнях, располагавшихся по продольной оси машины, и т. д. Проекты поступили в Комиссию по броневым автомобилям генерал-майора Н. М. Филатова, которая после обсуждения выбрала наиболее удачный вариант и 23 апреля 1916 года официально утвердила его[1]. Летом 1916 года на Ижорском заводе были подготовлены необходимые рабочие чертежи. Постройка опытного образца броневика началась в сентябре, а 2 декабря новая машина совершила свой первый испытательный пробег по маршруту Колпино—Петроград. Вплоть до 16 декабря продолжались испытания, в целом показавшие хорошие результаты. В частности, военные отмечали высокую огневую мощь и хорошие динамические характеристики бронеавтомобиля. Однако были высказаны и замечания, основным из которых являлся наклонный броневой лист перед радиатором, не обеспечивавший нормального охлаждения двигателя, который было решено заменить двустворчатым люком-дверцей (по типу бронеавтомобилей Армстронг-Уитворт). В таком виде бронеавтомобиль был принят для серийного производства.
Серийное производство бронеавтомобилей Фиат на Ижорском заводе началось в январе 1917 года. Последовавшие вскоре Февральская революция и период Временного правительства сильно затормозили производство броневиков, однако не остановили его. На 4 октября 1917 года «в различных местах» по дворам завода стояли 16 готовых бронеавтомобилей. Ещё 25 броневиков находились в стадии завершения — во избежание задержек в производстве Правление Завода просило «доставить остальные шасси в самый кратчайший срок». Несмотря на события октября 1917 года работы продолжались, и к апрелю 1918 года завод в общей сложности изготовил 47 броневиков.
29 апреля 1918 года Совет Центроброни заключил с Ижорским заводом договор на бронировку ещё 54 «Фиатов» по цене 30 000 рублей за штуку. К октябрю того же года завод изготовил 33 машины, но затем необходимые шасси кончились.
Таким образом, общее количество выпущенных бронеавтомобилей составило 80 шт.
Первые «Фиаты» Ижорского завода начали поступать на вооружение частей Красной Армии летом 1918 года и активно использовались «красными» в ходе Гражданской войны. По другим данным, 36 готовых бронеавтомобилей были получены ещё до конца 1917-го. С налаживанием массового выпуска броневиков ижорские «Фиаты» стали вторыми по численности (после «Остинов» различных модификаций) бронеавтомобилями РККА.
В основном их применяли на территориях европейской части России и соседних государств, на некоторое время ставших независимыми — Латвии, Литвы, Эстонии. Кроме того, бронеавтомобили этого типа применялись РККА также в ходе советско-польской войны 1919—1921 годов. К примеру, по состоянию на 1 марта 1920 года в бронечастях Красной Армии Западного фронта находилось 43 бронеавтомобиля, из них 16 были ижорскими «Фиатами».
Два бронеавтомобиля, построенных в опытном порядке на базе легкового шасси «FIAT 60×90», применялись частями РККА при подавлении Кронштадтского восстания в 1921 году