Пятница, 26 апреля 2024 г. 11:43:08
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Новости Колпино-СИТИ

Мумии в Петербурге, о которых мало кто знает: ожившая рука и находка в подвале

19.12.2015 12:00 1999
Одним из самых знаменитых экспонатов зала Древнего Египта в Государственном Эрмитаже является мумия жреца Па-ди-иста (X в. до н. э.). Каждый может ее увидеть, отправившись в музей. Но были и есть в нашем городе мумии, о которых мало кто знает. Сегодня мы расскажем о самых интересных мумифицированных находках и поведаем удивительные истории, связанные с ними.

Двенадцатого апреля 1931 г. с показа опыта с самым большим в мире маятником Фуко в Исаакиевском соборе был открыт Государственный антирелигиозный музей. А в подвале большевики устроили странную выставку. Называлась она "Кремация" и была устроена, чтобы популяризировать среди горожан новый вид погребения усопших, который власти по инициативе Троцкого и Ленина вводили в СССР. Как сообщил хранитель ГМЗ "Исаакиевский собор" Сергей Окунев, для этого в подвалы Исаакия привезли три мумии.

Одна, египетская, была из Эрмитажа, другая – с Алтая, третья – откуда‑то из Сибири. С электричеством тогда в Ленинграде были проблемы, а потому его включали, когда посетители спускались в подземелье. Ярко вспыхивали лампочки, и перед изумленными экскурсантами внезапно представали три гроба со страшными останками. Некоторые не выдерживали и падали в обморок. Выставка "Кремация" в Исаакии просуществовала недолго, и ее скоро закрыли, а мумии вывезли и сожгли.

Находка в подвале

В 1962 г., когда по приказу Хрущева началась новая волна сноса православных церквей, в Ленинграде взорвали греческую церковь Димитрия Солунского, расположенную рядом с Московским вокзалом. "Теперь так мало греков в Ленинграде, что мы сломали греческую церковь…" – писал потрясенный варварством Иосиф Бродский.

Под остатками основания храма обнаружили гранитную плиту, а под ней нишу с металлическим гробом, где лежало хорошо сохранившееся мумифицированное тело богато одетого мужчины. Немедленно оповестили "компетентные органы", они установили, что "мумия" является телом греческого купца Д. Бенардаки, на деньги которого и была построена церковь. Мумию доставили в судебно-медицинский морг. Там обнаружилось, что у трупа нет сердца! Его вынули до похорон, грудь потом аккуратно зашили.

В декабре 2010 г. останки Бенардаки идентифицировали и перезахоронили в Александро-Невской лавре.

Папа – турок, мама – грек…

Родился Димитрий Бенардаки в 1802 г. в Таганроге. Недолго послужив в гусарах и выйдя в отставку, он выиграл торги в Петербурге по винным откупам, и вскоре греку принадлежал весь доходнейший винодельческий промысел, что позволило ему несметно разбогатеть. Свои капиталы Бенардаки вложил в сельское хозяйство и стал одним из самых успешных предпринимателей России. Говорят, что именно его потом вывел Гоголь во втором томе "Мертвых душ" под именем передового помещика Костанжогло.

Бенардаки основал ставший впоследствии легендой русской промышленности Сормовский завод. Учредил в селе Макарьеве знаменитую ярмарку. Финансировал строительство заградительных сооружений Кронштадта, за что был награжден орденами Святого Владимира. Поэтому жившие в Петербурге греки, когда решили построить православную церковь, обратились именно к нему.

Греческая церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского была заложена 25 мая 1861 г. по проекту профессора архитектуры Романа Кузьмина. Иконы и утварь доставили из Греции. Бенардаки не оставлял заботами церковь до последнего дня. Когда он умер, высочайшим указом и в знак признания особых заслуг было разрешено похоронить его тело в склепе под алтарем храма. Но сердце, по завещанию Бенардаки, было вынуто и захоронено в Греции. Где именно – неизвестно.

Голова в Кунсткамере

В Кунсткамере, в аквариуме, наполненном формалином, хранится экспонат №3394, который никогда не выставлялся, обозначенный как "Голова монгола". Звали монгола Джа-лама или Дамбижанцан. Он объявил себя потомком легендарного ойратского князя XVIII в., прославившегося в борьбе против маньчжурско-китайского засилья. Джа-лама убеждал всех, что является земным воплощением ужасного Махакалы, "Великого черного", одного из буддийских божеств. Наибольшую известность он приобрел в 1912 г. после штурма города-крепости Кобдо с засевшими в нем китайцами. Джа-лама был одним из руководителей монгольского войска, по его приказу на неприступные стены погнали собранных по степи старых верблюдов с привязанным сзади и подожженным хворостом. Близкий друг далай-ламы, при жизни он был признан святым, считался самым просвещенным из лам и искусным врачевателем. Джа-ламе также приписывалась гипнотическая сила, способная останавливать врага.

В своей книге Фердинанд Оссендовский рассказал, как в 1921 г. присутствовал на операции, когда Джа-лама вскрыл грудь пастуха ножом, и он увидел "медленно дышащее легкое и биение сердца пастуха. Лама коснулся раны пальцем, кровотечение остановилось, и лицо пастуха было спокойно…"

В 1923 г. монгольские власти снарядили карательную экспедицию, которая завершилась ликвидацией Джа-ламы. Ему отрубили голову и долго возили ее по городам, насаженной на пику. Завидев процессию, пастухи сворачивали в сторону, ибо верили, что встреча с "белой головой" сулит беду. Белой же голову прозвали потому, что мумифицирована она была по старинному степному обычаю: подсолена и прокопчена, отчего соль кристалликами выступала на коже.

Ожившая рука

Однажды мумию удалось даже оживить. Об этом рассказал в воспоминаниях умерший в эмиграции поэт Георгий Иванов. В 1915 г. он вместе с ассириологом профессором Владимиром Шилейко отправились на Охту к магу, который оказался столяром по фамилии Венников. Шилейко привез к нему в коробке высушенную кисть женской руки, взятую от мумии, хранившейся в музее, но Иванову про это не сказал. Венников положил привезенный Шилейко предмет на стол, накрыл каким‑то холстом и стал произносить заклинания: "Явись, рука, из‑под бела платка…"

"И вдруг, – пишет Иванов, не знавший, что под платком, – совершенно отчетливо я увидел на холсте… женскую руку. Это была прелестная, живая, теплая, смуглая рука. Она шевелилась и точно тянулась к чему‑то, она вся просвечивала, точно сквозь нее проникало солнце… Шилейко вскрикнул и отшатнулся. Столяр не бормотал больше. Вид у него был разбитый, изможденный, глаза мертвые, на углах рта пена". "Что же было в пакете?" – спросил пораженный Иванов. "Как что было?.. Да ведь ты не знал. Вот, смотри", – Шилейко достал портфель и вытащил ящичек, вроде сигарного, со стеклянной крышкой. Под стеклом желтела сморщенная крючковатая лапка, бывшая когда‑то женской рукой. "Такая‑то принцесса, – называл Шилейко. – Такая‑то династия. Такой‑то век до Рождества Христова. Из музея. Завтра утром положу на место. Никто не узнает…"

Справка:

Впервые слово "мумия" появляется в европейских языках около 1000 г. Происходит оно от арабского слова со значением "битум" или "нечто, пропитанное битумом". Словом mumia арабские и еврейские средневековые лекари обозначали специальное лекарство.

Организатор мистического сеанса Владимир Шилейко родился в 1891 г. в Петергофе, увлекся Востоком и в 7 лет самостоятельно выучил древнееврейский язык, а потом стал учить и другие. В общей сложности он знал 62 языка. Окончив гимназию с золотой медалью, поступил в университет, затем получил должность ассистента в Эрмитаже, работал профессором Археологического института и штатным профессором университета. Прославился изучением истории Шумера и Месопотамии, изучением древних рукописей. Его часто вспоминают в связи с тем, что он был вторым мужем Анны Ахматовой.
11
Авторам: Все статьи, размещенные на нашем сайте, являются собственностью их уважаемых авторов. Если вы считаете, что мы нарушили ваше авторское право опубликовав статью или фото, или в случае наличия ошибки в указании истинного автора-правообладателя или гиперссылки на интернет-ресурс - напишите нам на электропочту [email protected] и недоразумение будет исправлено.

Расписание электричек Колпино

Лист новостей