Новости Колпино-СИТИ
Подводники – друзья колпинцев
Совсем недавно, 1 июня, отмечался День Северного флота. Самая мощная подводная лодка, которая базируется сейчас на нашем Крайнем Севере – атомный подводный ракетный крейсер «Александр Невский».
Это АПЛ последнего, четвертого, поколения – проекта 995 «Борей». Сведения о ней можно найти в открытых источниках: длина – 170 м, ширина 13,6 м, максимальная глубина погружения – 400 м, вооружение – 16 межконтинентальных ракет «Булава». Есть также торпеды, торпедо-ракеты и крылатые ракеты. Экипаж – свыше ста человек.
Каждая такая лодка – как огромный многоквартирный четырехэтажный дом, бесшумно плывущий в толще океана. Бесшумность – одно из главных достоинств современных АПЛ, поскольку обнаружить их с помощью локаторов невозможно: «засечь» можно только по звуку.
У России пока всего два таких подводных крейсера, и они являются серьезным аргументом в общении с нашими заокеанскими друзьями.
Первый, «Юрий Долгорукий», спущен на воду в 2008 году. На его строительство ушло двенадцать лет, что и неудивительно после развала промышленности в результате «реформ». Крейсер «Александр Невский» строился шесть лет: прогресс налицо. Третий подводный великан, «Владимир Мономах», будет построен еще быстрее. Запланирована постройка еще как минимум двух лодок класса «Борей».
Экипаж «Александра Невского» был сформирован в 2007 году, когда лодка еще строилась. Обучение проходили в три этапа, которые завершились стажировкой на «Юрии Долгоруком».
Сейчас «Александр Невский» базируется на Крайнем Севере, в поселке Гаджиева. Но службу будет нести на Тихом океане. Каким путем пойдет на Камчатку – военная тайна. Не исключено, что подо льдом Северного Ледовитого океана.
Недавно трое офицеров АПЛ «Александр Невский» в очередной раз побывали в гостях у учащихся воскресной школы и прихожан храма Александра Невского в Усть-Ижоре. Вряд ли нужно объяснять, почему офицеры с «Александра Невского» дружат со священниками и прихожанами одноименного храма. Ведь даже герб на рубке лодки – стилизованное изображение верхней части памятника-часовни, что установлен рядом с церковью. Есть и еще одна «привязка» к нашим краям: атомные реакторы для множества АПЛ, в том числе для этой, изготовлены на Ижорских заводах. А старший помощник командира корабля, капитан 2-го ранга Максим Петров – и вообще родом из Металлостроя. Правда, был увезен отсюда еще в трехлетнем возрасте, и впоследствии немало поколесил по стране (отец – кадровый военный, капитан 1-го ранга), но не раз бывал здесь у родственников, и даже заканчивал школу № 273 на Плановой улице (ныне это лицей им. Л Гладышевой).
Так что члены экипажа в Усть-Ижоре бывали неоднократно, подарили воскресной школе макет своего крейсера, а священник нашего храма отец Андрей даже ездил в Северодвинск, чтобы участвовать в освящении корабля при его спуске со стапелей 30 ноября 2011 года. Вспоминает, что мороз был жуткий: святая вода, которой окропляли корабль, долетала до борта уже в виде ледяной дроби.
На встрече, кроме Максима Петрова, присутствовали и другие члены экипажа: помощник командира по работе с личным составом (фактически – политрук) капитан 2-го ранга Александр Лакиза и еще один помощник командира – Сергей Коробкин. Они показали учащимся воскресной школы и их родителям видеоклип с песней о подводниках, фильм о создателях и испытателях подводных лодок, ответили на многочисленные вопросы.
Максимальная длительность автономного подводного плавания без единого всплытия может достигать 90 суток, не более, иначе в организме, да и в психике, могут начаться необратимые изменения. Вынести такой срок в тесноте, среди железа, кабелей, трубопроводов и множества сложнейших устройств, не имея ни возможности связаться с семьей, ни выйти в интернет, ни хотя бы взглянуть на пейзаж и вдохнуть свежего воздуха… Это уже само по себе подвиг. А ведь надо еще нести боевое дежурство, стоять на вахтах, отрабатывать борьбу за живучесть лодки в аварийных ситуациях… И в любой момент быть готовым к выполнению приказа командования.
Как справедливо заметил отец Андрей, сама служба подводников – это непрерывная молитва, даже если среди них есть люди неверующие.
Геннадий Жаров, фото автора