Понедельник, 25 ноября 2024 г. 07:26:07
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Новости Колпино-СИТИ

Хочешь жить долго? Проектируй экскаваторы!

30.04.2015 11:57 2424 1
43444.jpgУдивительное совпадение: пятеро конструкторов ижорских экскаваторов почти одновременно подошли к своему 80-летию, либо даже успели отпраздновать этот юбилей. Причем трое из них до сих пор ходят на работу! И даже – сидят в одном кабинете на третьем этаже Малого инженерного корпуса.

Это Виктор Михайлович Донской, Александр Иванович Варгасов и Лев Израилевич Шварц. Все они – работники Дирекции по конструированию предприятия ИЗ-КАРТЭКС имени П.Г.Коробкова, которое выпускает экскаваторы и другую горную технику.

Начнем с самого старшего из них. Двадцатого апреля свой восьмидесятый день рождения отметил ведущий специалист В.М.Донской.
Он родился в Ленинграде в 1935 году. Мать преподавала английский язык, отец был кадровым военным. Артиллерист, специалист по боеприпасам, его отец хорошо понимал масштаб и опасность надвигающейся войны, поэтому успел эвакуировать шестилетнего сына в Удмуртию, и тем самым спас его от ужасов блокады.

В эвакуации Виктор окончил начальную школу. Вернувшись в Ленинград, пошел в пятый класс 207-й школы Куйбышевского района, где подружился со Львом Шварцем.

Третий одноклассник Донского – Леонид Львович Прилуцкий. Он впоследствии также стал специалистом по проектированию экскаваторов, и также дожил до 80-летия. (Ныне он на пенсии. Как и еще один конструктор – 80-летний Виктор Афанасьевич Карташов).
Все трое окончили школу с серебряными медалями и поступили на механический факультет Ленинградского инженерно-строительного института (ЛИСИ). Все трое окончили этот институт с отличием! Но в дальнейшем пути друзей разошлись. Шварц и Прилуцкий поступили на Ижорский завод, а Донской – на Ленинградский экскаваторный завод (ЛЭЗ). Это предприятие располагалось в Невском районе и выпускало небольшие экскаваторы для нужд строительства.

Проработав там в качестве конструктора несколько лет, Виктор Михайлович перешел в 1968 году во Всесоюзный институт землеройных машин, также располагавшийся в Ленинграде.

В этом НИИ Донской проработал 35 лет. Затем его пригласил перейти в КАРТЭКС главный конструктор Виктор Алексеевич Казаков, с которым они были знакомы по совместной работе на ЛЭЗе. «Так вот и получилось, – говорит Донской, – что с 2003 года я имею честь работать в славном коллективе ижорских экскаваторостроителей».

На его «боевом счету» – свыше ста технических статей, около восьмидесяти авторских свидетельств на изобретения и порядка двадцати книг. Все эти работы – в соавторстве, ведь создание новой техники – дело коллективное. Пропагандируя новую технику, В.М.Донской создал примерно с полсотни учебных диафильмов, которые до недавних пор заменяли современные слайд-презентации. А из книг, написанных им, наиболее известны «Справочник молодого машиниста экскаватора» и монография «Экскаваторы непрерывного действия».

Коллега Донского, Александр Иванович Варгасов, в этом году будет отмечать двойной юбилей: 55 лет работы в ижорском экскаваторостроении и 80 лет со дня рождения.

234324.jpgОн также окончил механический факультет ЛИСИ, но на год позже. Сразу поступил инженером-конструктором на Ижорские заводы и с тех пор ни на один день не покидал наше предприятие: ни в его светлые и успешные, ни в его темные и кризисные годы.

Через десять лет после начала работы он уже руководил группой конструкторов КБ-1. В 1975 году возглавил бюро серийного производства экскаваторов. Затем в течение ряда лет, начиная с 1984 года, был заместителем главного конструктора.

За 55 лет работы поощрялся многократно: получал благодарности и премии за внедряемые рационализаторские предложения и высокие производственные показатели. Награжден почетными значками «Отличник социалистического соревнования» и «Отличник качества». А медаль «Ветеран труда» получил еще в 1985 году.

Его труд и интеллект конструктора вложен во все ижорские экскаваторы первой размерной группы: ЭКГ-4И, ЭКГ-8И, ЭКГ-10И и модификации этой десятикубовой машины: ЭКГ-8ус и ЭКГ-5у. Но занимался и проектированием более крупных машин: так, за создание и выпуск первого промышленного образца двадцатикубового экскаватора ЭКГ-20И награжден благодарностью руководства предприятия и премирован. Последняя его работа – экскаватор ЭКГ-12К: двенадцатикубовый, с канатным напором, обладающий рядом преимуществ перед ранее выпускавшимися машинами.

Варгасов является не просто одним из опытнейших, но и одним из наиболее талантливых конструкторов ижорских экскаваторов. Авторитет его огромен, предлагаемые технические решения остроумны, и ряд из них является новым словом в экскаваторостроении.

54532.jpgЛев Израилевич Шварц за 55 лет работы последовательно прошел ряд ступеней служебной лестницы: инженер-конструктор, руководитель группы, начальник бюро перспективного проектирования, главный инженер проекта, директор по исследованиям и разработкам… Занимался проектированием и расчетом основных узлов экскаваторов: ковши, рукояти, поворотные платформы и прочее.

Под руководством и при непосредственном участии Льва Шварца на основе его исследований и изобретений в 1968 году был создан первый в Советском Союзе самоходный дробильный агрегат производительностью тысяча тонн в час – СДА-1000. Головной образец этой огромной машины (масса – около 450 т) успешно прошел весь комплекс испытаний и был принят к серийному производству. Машину наградили Серебряной медалью ВДНХ, а через три года СДА-1000 был удостоен диплома международной выставки в Лейпциге. По техническим решениям, заложенным в эту машину, и по результатам проведенных исследований Л.И.Шварц в 1972 году защитил кандидатскую диссертацию.

За первым крупным успехом последовали и другие. В должности главного инженера проекта он руководил разработкой проекта нового ижорского экскаватора ЭКГ-15 с объемом ковша пятнадцать кубометров. Машина принята государственной комиссией в 1985 году. За вклад в создание ЭКГ-15 Л.И.Шварц награжден Золотой медалью Выставки достижений народного хозяйства.
В качестве главного инженера проекта Л.И. Шварц разрабатывал также шнековые грохоты производительностью 500 тонн в час, бункер-питатель для Ковдорского горно-обогатительного комбината и другое оборудование. В качестве главного конструктора проекта завершил со своими коллегами создание экскаватора ЭКГ-32Р.

Экскаватор создан на уровне лучших мировых образцов, а по многим конструктивным решениям и потребительским свойствам превосходит зарубежные аналоги. Награжден Золотой медалью на международной специализированной выставке «Уголь России и Майнинг 2012».

Как правило, если человек талантлив – талант его проявляется в разных областях. Лев Шварц с детства увлекался музыкой. В 1952 году окончил музыкальную школу, а в 1956-м – Ленинградское музыкальное училище им. Римского-Корсакова по классу фортепиано. В течение ряда лет руководил эстрадным оркестром заводоуправления, в составе которого были саксофон, ударные, аккордеон, контрабас, гитара, фортепиано… Этот коллектив не раз занимал призовые места на различных смотрах-конкурсах, в том числе междугородних. Кроме того, Лев Израилевич много лет был редактором стенной газеты «Конструктор».

Еще одно увлечение – фотография: вначале – черно-белая, а затем и цветная, причем в ту пору, когда не было, как сегодня, ни качественных пленок, ни фотоателье на каждом углу. Приходилось самому разводить сложные по составу химреактивы, пользоваться многочисленными светофильтрами. Нынешнее увлечение – цифровое фото с обработкой на компьютере.

Льву Израилевичу неоднократно присваивалось звание лучшего конструктора Ижорских заводов. В 1993 году ему присвоено звание Заслуженного изобретателя России.

Мало дожить до преклонного возраста – надо еще сохранить ясность ума и желание трудиться. А то, что трое таких людей работают в одном коллективе и даже в одном офисе – совпадение почти невероятное.

На вопрос о секрете долголетия Виктор Михайлович Донской ответил просто:
– Нет никакого секрета. Надо любить жизнь и любить свою работу. Пока тебе хочется на нее ходить – все идет нормально!
© Михаил Матренин, фото автора, специально для Колпино-СИТИ
Авторам: Все статьи, размещенные на нашем сайте, являются собственностью их уважаемых авторов. Если вы считаете, что мы нарушили ваше авторское право опубликовав статью или фото, или в случае наличия ошибки в указании истинного автора-правообладателя или гиперссылки на интернет-ресурс - напишите нам на электропочту [email protected] и недоразумение будет исправлено.

Расписание электричек Колпино

Лист новостей