Мобильная версия
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Закрыть
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Лист новостей

Газета Колпино Сити

17.06.2014 12:20

Как и почему

Как и почему

В июне еще можно успеть насла­диться последними песнями со­ловьев: скоро они будут заняты выкармливанием птенцов, и ста­нут вести обычный, скрытный и молчаливый, образ жизни. У пруда во дворе Тверской, 33 и Анисимо­ва, 2 их пение причудливо сочета­ется с завываниями мотоциклов, хлопками дверей машин и звука­ми автомобильной сигнализации. Лишний раз восхищаешься спо­собностью природы жить. И здесь, в городе! Я долго не сплю, вслуши­ваюсь в переливы соловьиной пес­ни, и рассуждаю, почему наша ру­брика называется «Растем вместе».

Я никогда не задумывалась над тем, как соловьи учатся петь. Казалось бы, это у них от природы, вот и все. И была очень удивлена, когда узнала, что этому они учатся всю свою жизнь! Учатся у более опытных соловьев, у других птиц, и… у самих себя, вдохновенно ис­пользуя в своих композициях богатство опыта и смелость эксперимента.

Природа нас всех, живущих в ней, ода­ривает неким потенциалом, который мы можем развить по своему разумению. Известно, что соловьи поют по-разному. По-разному — в смысле широты репер­туара и его качества. Есть среди соло­вьев и мастера, отличающиеся особыми умениями. Но даже мастера никогда не останавливаются на достигнутом, продолжая расширять свой репертуар, экспериментировать. Даже в животном мире, где, как нам кажется, действуют лишь инстинкты, определяющие путь развития каждой особи извне, оказыва­ется, есть выбор, и животное может раз­вить свои способности по-разному, так сказать, по внутреннему намерению.

А может, наверное, и вовсе не раз­вить. И для этого тоже дается выбор. Как и людям.

Современные родители очень стре­мятся развить своих детей: водят и во­дят их в какие-либо кружки. Некоторые дети посещают занятия одно за другим в течение дня. Ребенку, считается, по­ложено всему учиться: и чем больше, тем лучше! Но! Вспомните, соловей учится не только у более опытных птиц, но и, двигаясь по своему пути: тому, который он сам чувствует. Современ­ный же ребенок превращается в некий резервуар для знаний, и, казалось бы, чем больше туда вложишь, тем более пышным цветом это все расцветет позд­нее, когда он станет взрослым. Однако почему-то получается, что когда эти дети вырастают, их жизнь наполнена лишь прилежным исполнением своей, в боль­шинстве случаев, неинтересной для них работы, прилежным лечением, как всем положено, и прилежным смотрением телевизора. Даже о личных увлечениях и хобби порой трудно говорить: они про­сто отсутствуют. И то, что было вложено в этих людей, зарастает серой пылью посредственности. Видимо, о чем-то похожем рассуждал отец Ассоль, когда говорил, что дети нынче все учатся, им некогда играть. Однобокое вливание оборачивается обратным выливанием, и все. Одно уравновешивает другое.

Все оттого, что очень трудно соблюсти границы между обучением, то есть ис­пользованием чьего-то опыта, и довери­ем к самостоятельному пути ребенка. Теория чистого листа, которая появилась в европейской философии еще в 18 веке, до сих пор тянется к нашему времени толстой канатной дорогой и довлеет над представлениями о том, как детям нужно развиваться. Эта теория схлесты­вается с традициями патриархальной культуры, из которой мы все вышли, и которая решала вопрос воспитания без сомнений: опыт старших однозначно стоит выше, и детям предназначен один путь: все успешно усвоить и применить! Получается, что детям расти, как будто, положено. А вот взрослым расти уже некуда. Они уже готовые по сравнению с недоделанными отпрысками. И на их стабильность (а по сути неподвижность и порой даже закоснелость) можно и нужно опираться, чтобы успешно жить на этой земле. И это одно из наиболее стойких и вредных убеждений, довле­ющих над современным обществом. Лишь с конца 80-х — начала 90-х с уди­вительным опытом семьи Никитиных, Амонашвили, чутко прислушивавшихся к своим детям и любым проявлениям их чувств и мыслей, в нашей стране на­чались перемены в понимании природы взаимоотношений старших и младших.

Очень редко можно встретить гармо­ничное соединение взаимного духовно­го обогащения детей и родителей, уче­ника и учителя. Но многое уже удалось сделать на пути замены авторитарности авторитетом, уравновешивания знания и чувства. Об опыте нового, осознан­ного родительства можно прочитать в книгах, посвященных врожденному знанию и детям индиго.

Опыт совсем не должен довлеть над чистотой неискушенности. Использова­ние только опыта, без свежего ветерка неизвестности лишает дело жизнен­ности. Это как избитый мотив, исполь­зуемый вновь и вновь. Это как старый, всем известный анекдот. Никому не интересный и сохранивший лишь свою оболочку.

Расти есть куда, любому человеку, любому существу. Более того, есть чему поучиться у своих детей! Тянитесь за своими детьми, подсматривайте у них, любуйтесь ими. Они подскажут, как быть и куда стремиться.



Ваша Аля Ярчая, рисунки автора

В последнее время в России наблюда­ется хорошая тенденция: появляется все больше родителей, осознанно подходя­щих к рождению и воспитанию детей. Этому способствовало несколько фак­торов: культура планирования семьи, доступность и обилие литературы по семейной психологии и психологии от­ношений, повышение общей культуры общения в семье. Благодаря специали­зированным сайтам люди объединяют­ся по интересам, обмениваются своим опытом.

Наша рубрика предлагает читателям принять участие в совместном обсужде­нии вопросов, которые возникают у всех родителей.

С предложениями тем для обсуждения пишите по адресу redaktor@kolpino.ru с пометкой «для рубрики «Растем вместе».





Авторам: Все статьи, размещенные на нашем сайте, являются собственностью их уважаемых авторов. Если вы считаете, что мы нарушили ваше авторское право опубликовав статью или фото, или в случае наличия ошибки в указании истинного автора-правообладателя или гиперссылки на интернет-ресурс - напишите нам на электропочту kontent@kolpino.ru и недоразумение будет исправлено.

Расписание электричек Колпино

Новости по теме:

'altasib:comments' is not a component



Возврат к списку



FRESH (обновления и рубрики)