Новости Колпино-СИТИ
Алексей Зозуля: «Мечтаю создать диораму»
Прихожане Свято-Троицкого собора уже привыкли к виду мозаики с изображением Святой Троицы, которая появилась на наружной стене храма в апреле прошлого года, в канун светлого праздника Благовещения Господня.
Эта замечательная работа создана колпинцем Алексеем Зозулей.
Он – художник многоплановый и многожанровый. Занимается графикой и мелкой пластикой, пишет маслом, но по основному образованию – керамист. Ему, в частности, принадлежит композиция из барельефов серии «Вехи истории земли Ижорской» напротив здания районной администрации, барельеф Александра Невского в Усть-Ижоре, детали оформления (мозаика, барельефы, керамические вазы) во многих зданиях школ и детских садиков района.
Любовь к искусству у него наследственная. Отец – разносторонне талантливый человек, достаточно сказать, что его дипломная работа (проект Дворца молодежи) была отмечена бронзовой медалью Выставки достижений народного хозяйства. Не чужда искусству была и мать, работавшая художником-оформителем в колпинских кинотеатрах «Заря» и «Пламя».
Специальное образование будущий художник получал в колпинской детской художественной школе, затем в художественном училище при Ленинградском фарфоровом заводе. Отслужив в армии, работал художником-оформителем на Ижорских заводах и одновременно учился на заочном отделении Северо-Западного политехнического института на инженера-энергетика. Полученные знания оказались не лишними в дальнейшей творческой деятельности: знание физики, химии, материаловедения нужны при правильном составлении смесей для керамических изделий и расчета мощностей печей для их обжига.
Одной из творческих удач Алексей считает создание Санкт-Петербургского Знака качества: фрагмент решетки Летнего сада может фигурировать на товарах, отмеченных этим знаком, в нескольких вариантах: как позитив, негатив, прямоугольник, овальный либо круглый медальон. Наверное, в ином государстве художник до конца своих дней получал бы авторские отчисления за использование этого знака, а у нас правообладание оформила на себя фирма, по заказу которой художник работал – за единовременный скромный гонорар.
Над мозаикой «Троица» Алексей работал больше года. Впрочем, быстро такие вещи не делаются: размеры мозаичного панно – метр тридцать на два с половиной, на его изготовление пошло около двадцати тысяч кусочков смальты. Опыт работы над мозаикой на религиозные темы у него уже был: в свое время он помогал отцу, который принимал участие в воссоздании храма Вознесения Господня, делать мозаику над входом в храм.
Изготовив «Троицу», Зозуля увлекся новой работой: по собственной инициативе делает эскизы диорамы «Героическая оборона города Колпино». На эскизах – оранжевые от зарева пожаров тучи; на переднем плане – немецкие окопы; на среднем – идущие в атаку ополченцы и воины Красной Армии; на заднем – дымящиеся трубы Ижорского завода, который, как известно, даже под обстрелами и бомбежками ни на день не прекращал работу. Алексей дружит с колпинскими поисковиками, которые дарят ему найденные в ходе раскопок штык-ножи, фляги, каски, котелки и прочее. Одной только обуви уже набралось два мешка! Это интересный замысел – использовать при оформлении фигур на переднем плане диорамы не новоделы, а реальные артефакты времен Великой Отечественной войны. На одной из касок есть даже надпись, процарапанная ее владельцем: Бубнов Иван.
Художник уже и место присмотрел для будущего здания диорамы: на улице Веры Слуцкой, рядом с воинским захоронением: там, где обычно устраивают новогодние гуляния. Здание для нее предлагает сделать в форме пятиконечной звезды.
«Создать такую диораму – моя мечта, – говорит Алексей. – При обороне Колпинских рубежей погибло около ста сорока тысяч человек – примерно столько, сколько сегодня жителей в городе. Впрочем, точное число погибших с той и другой стороны неизвестно, далеко не все останки найдены и похоронены по христианскому обряду. Я воспринимаю эту работу как долг перед павшими, и, если мне удастся ее выполнить, буду считать, что жизнь прожита не зря».
Геннадий Жаров, фото автора