Новости Колпино-СИТИ
Поэты нашего города от А до Я: КАРАПЕТЯН Андрей Петрович
Родился в 1951 г. в Красноярском крае. Окончил энергомашиностроительный факультет МВТУ им. Баумана. Работал инженером-конструктором на Ижорских заводах, с 1980 г. – в Колпинском отделении института ВНИИМЕТМАШ.
Писатель-фантаст, поэт, художник-иллюстратор. Иллюстрировал произведения Данте, Вергилия, Толкиена, братьев Стругацких, М.Веллера, С.Лукьяненко и др. Лауреат премии «Странник» за иллюстрации к книге М.Успенского «Там, где нас нет».
Стихи публиковались в ряде коллективных альманахов и сборников.
Из цикла «ПЕТЕРБУРГ»
***
Этот город со ересью в лике -
буде выжжен и выщерблен весь –
как прививка от оспы и книги,
только выдумка дьявола есмь,
только, вдруг, в сплошняке осязанья -
шестикрылая ясность за миг
до того, как исчезнет сознанье.
Кто резцом обозначил здесь зданья
и свеченьем сквозь крылья проник?
Кто здесь был и построил всё это?
Чьих кровей обезумевший род?
Мёрзнут львы. Полноводная Лета
под мостами в пространство идёт.
1990
***
Тёмно-коричневое золото. Решётка.
Кривой асфальт в чертах и пятачках.
У города сутулая походка
маститой осени в берете и очках.
У города скупой осенний взгляд -
в глаза и прочь, мгновенно, исподлобья:
и вновь мертвы бессмертные подобья...
Да, он красив! Да, он в понятье «ряд»
вложил историю, послав перед собою
жандармский строй проспектов и Петра,
и под его чугунною рукою
парад и вытяжку, и многоцветье строя,
и марсовых потех каре и кивера.
Но город мудрый и больной,
профессорский, упрямый и несчастный
там не присутствует, безмолвно-непричастный
окрашенным фасадам над Невой
и нашему поспешному влеченью
к фамилиям, мундирам и дворцам.
Он, этот город, может быть не нам
оставлен был. Его предназначенье
понять ещё, возможно, не пора.
Он померещился, возможно, со двора,
а может - был, но больше не вернётся,
поскольку эта модная игра
в отечество нам плохо удаётся...
Возможно всё...
И то, что нам дана
в наследство и владенье не страна,
а так – печаль и восхищенье,
как за любовь угасшую отмщенье.
Бегут по серым волнам письмена,
и избегает прошлое сближенья.
Как нищая царица холодна
река Нева, река без отраженья.
1987
***
Расставаться с душой негасимой,
укрываться, не помня вины,
от рентгеновских крыл серафима
за свинцовым крылом сатаны.
Кто сдавил наши души клещами?
Что за город в тумане встаёт?
Разве вспомнится вдруг на прощанье,
разве слово на память придёт?
Разве вызнаешь в спешке, вполуха
вековой немигающий звон.
Воли нет. Есть бессмертие духа
и теченье, теченье времён.
1990
ПЕРВАЯ ВАРИАЦИЯ
Кто б нас заметил, если бы
не странный завиток судьбы –
смеясь, окликнут из толпы:
потеряна перчатка...
Не возвращайся! Жизни той
уж миг как нет. В толпе такой
страшна не смерть, а в мир живой
прощальная оглядка.
Смерть объективна. В мир теней
не замечая входят. В ней
такие же размеры дней
и те же гарь и грохот.
Но мы-то знаем, что давно
там так не любят женщин, но
нам, окаянным, всё равно –
потеряна эпоха!
Нам, промотавшим всё подряд,
всё – черти пляшут с балюстрад,
и страстью выбелен разлад
меж памятью и мозгом.
Уйдут сквозь пальцы без следа
в любимых масках города,
любимых пьес белиберда
в орнаменте неброском,
пропав в бесцветии времён,
оставив только эталон
казанских угольных колонн...
Швырни на эту тризну
последний грош! Подите вон!..
Потеряна отчизна...
1993
ВТОРАЯ ВАРИАЦИЯ
Как быть? Как вынести? Ну, ведь,
не собирать же в кепку медь!
Надменному желать не сметь
посмертного забвенья!
Во тьме – по грудь, в огне – на треть
в ночных преданиях гореть!
И, как всегда, страшна не смерть,
а химия гниенья;
и, как всегда, легки как вздох
курсивы прожитых эпох,
и состоит из дивных крох
линейный штрих простора,
и круты росчерки пера
на плане, где в углах – ветра,
и числит Павла и Петра
тончайший из соборов,
и до сих пор глядит с домов
в клоаку сволочайших слов
знак Александров, знак орлов!..
Так значит, что-то было? –
с чугунной сочностью канвы,
с обидой туже тетивы,
с пылящей вечностью листвы
в косых лучах светила!
Так значит что-то там, в окне,
мрачнело в полной тишине
и возносилось на коне
над набережной Леты!
Нам повезло, сдаётся мне –
нас похоронят в той стране,
где ищут истину в вине
весёлые поэты,
где мир, не сделав оборот,
иной планетою встаёт!..
Так – руку, руку мне! Вперёд!..
Река... дворцы... людские
водовороты... небосвод...
мосты... проспекты... горизонт –
и трубы заводские.
1993
***
Ты забудешь их всех, полуночник, -
этих вечно усталых людей,
этот город, где спрятан источник
излученья проклятых идей.
Просто вышел предел. Где же взяться
новой жизни? Где новую взять?
Просто время пришло расставаться
и детей от проклятья спасать.
1990