Новости Колпино-СИТИ
Братья по крови
Большинство ученых считают, что прародина финно-угров находилась на Южном Урале. Перекочевав оттуда, они расселились по разным частям Европы и Азии, но до сих пор у представителей этих народностей сохранились общие черты, характерные для некогда единой культуры. Основным объединяющим фактором, конечно, являются их языки, многие из которых сегодня находятся на грани исчезновения. Как, впрочем, и сами народы, которые, ассимилируясь, все больше забывают свои традиции.
В последнее время вопросы сохранения этой уникальной культуры встают перед обществом все острее: их пытаются решить ученые, государство и общественные организации. Усилия координирует Всемирный конгресс финно-угорских народов, который проходит поочередно в России, Финляндии, Венгрии и Эстонии.
Конгресс в финском домике
Следующий конгресс состоится в финском городе Лахти в 2016 году. «Подготовка к нему уже началась, специалисты изучают материалы и готовят темы для будущего обсуждения, – рассказывает генеральный секретарь общества «Россия–Финляндия» Мэрья Ханнус. – Мы уже подобрали место для проведения конгресса – концертный зал «Сибелиус», построенный в традиционном финском стиле в сочетании с современным дизайном».
Хотя решения конгресса носят рекомендательный характер, нередко они принимаются как руководство к действию правительством стран проживания финно-угров. За их выполнением следит международный Консультативный комитет, члены которого несколько раз в год собираются в разных городах. Сейчас специалисты готовятся к очередной встрече, которая пройдет в Петрозаводске в 2014 году. «Там мы обсудим выполнение рекомендаций прошлого конгресса, выберем тему следующего», – говорит Мэрья Ханнус.
«Обязательное условие проведения конгресса – участие представителей всех финно-угорских народностей, проживающих в мире, – разъясняет председатель Консультативного комитета конгресса Валерий Марков. – Квота участников определяется в зависимости от численности этноса: от малого народа должно приехать минимум три представителя, от крупного – двадцать». Интересно, что на конгресс собираются финно-угры не только из стран своего «обычного» проживания, но и из экзотических для этих народов государств. Есть даже представители финно-угорских диаспор, осевших в Австралии и Канаде, финно-язычные квены из Норвегии или Швеции, закарпатские и трансильванские венгры и коми, проживающие в других регионах.
Основным принципом работы «саммита» является консенсус. Поэтому и венгры, численность которых превышает 15 млн, и делегация народа ижора, коих в мире всего 300 человек, имеют одинаковый голос при принятии решений. «Это правило строго соблюдается», – подчеркивает Валерий Марков.
Дети и молодежь
Опыт первого финно-угорского «саммита», который прошел в Республике Коми в 1992 году, был признан успешным, после чего участники приняли решение о его регулярном проведении. «С этого времени началась постоянная работа по сохранению языков, и новые конгрессы придают ей мощный импульс. Уже после первой встречи в разных странах заработали программы поддержки финно-угорских народов», – отмечает Валерий Марков.
Эксперты сходятся во мнении, что даже за такой недолгий период им удалось решить немало проблем. Так, в российских регионах были определены четкие меры государственной политики в отношении финно-угорских народов. Некоторые языки – коми, удмуртский, марийский, мокшанский и эрзянский – получили в России статус государственных и вошли в образовательный процесс. Власти стали придавать большее значение культурным мероприятиям: за последние несколько лет в стране открылись два финно-угорских культурных центра, все чаще проходят крупные фестивали и показы национальных фильмов, даже организован конкурс красоты «Звезда Севера».
Еще один приоритет – привлечение внимания молодежи к этой проблеме. «В России развивается теле- и радиовещание на национальных языках, а также информационные ресурсы и социальные медиа», – говорит главный редактор портала «Финугор» Юрий Попов. Недавно молодые энтузиасты перевели интерфейс соцсети «ВКонтакте» на удмуртский и эрзянский языки, а скоро завершится перевод на коми. «Возможность видеть на экране компьютера родной язык поможет молодым людям не забыть его», – уверен эксперт.
Своих не бросаем!
Сегодня в странах проживания финно-угорских народов существует большое количество общественных организаций, которые помогают малым этносам решать разные проблемы. В Финляндии, например, их насчитывается около двадцати пяти. В каждом российском регионе, где живут эти народы, тоже обязательно работает несколько организаций. В это число входят различные детские и женские центры, молодежные клубы, существует крупная Ассоциация финноугорских народов РФ.
Благодаря их деятельности для финно-угорского населения России доступны многочисленные программы, которые финансируются разными странами. Так, например, Финляндия реализует в России различные проекты. Как сообщил пресс-секретарь финского посольства в Москве Веса Кекяле, сотрудники дипмиссии регулярно посещают российские регионы с культурными поездками. Так, в прошлом году в Ижевске был организовал фестиваль финского кино, несколько месяцев назад состоялась поездка в Сыктывкар, а в октябре планируется визит в Пермь и Кудымкар. Часто такие визиты совершаются совместно с коллегами из посольств Эстонии и Венгрии.
При поддержке Финляндии проходят театральные фестивали в Йошкар-Оле и фольклорные фестивали в Карелии. «Недавно начался новый проект по культурному обмену – «Финно-угорский транзит», возобновилась работа Летнего университета юных филологов и Литературного университета молодых переводчиков», – перечисляет дипломат. Кроме того, планируется создание электронной и архивной базы культурного наследия. Над этим проектом работает финский историк Юсси-Пека Хаккарайнен. Существует также музыкальная премия общества Матиаса Кастрена, которая ежегодно присуждается молодым российским финно-угорским авторам современной музыки.
Различные программы по поддержке финно-угорских народов России проводят и власти Эстонии. В основном они сосредоточены в сферах культуры и образования, похожая программа существует также у правительства Венгрии. Благодаря ей немало студентов из России прошли обучение в венгерских университетах.
Естественно, российское правительство тоже выделяет деньги на поддержку малых народов. Помимо культурных мероприятий это, например, и научные гранты, и издание литературы на национальных языках. «У нас уже появилась молодежь, которая пришла в науку», – гордится Елизавета Харитонова.
Недавно в Великом Новгороде прошел крупный российско-финский культурный форум, собравший большое количество специалистов. Скоро состоится очередная конференция по изучению языка в ситуации двуязычия. По словам Валерия Маркова, на нее приезжают специалисты из разных стран, где существуют такие проблемы.
Всю эту деятельность зачастую инициирует именно конгресс. Его итоговые документы дают старт государственным программам и конкретным действиям. «Мы стараемся поддерживать друг друга, и эта поддержка очень важна для всех наших народов, независимо от численности и статуса. Она помогает нам достойно развиваться и создавать программы, часто дополняющие и улучшающие государственные», – отмечает Валерий Марков.
Но, несмотря на то что конгресс придает импульс развитию национального языка и культуры, все же самое важное, чтобы эти проблемы понимали сами люди, принадлежащие к исчезающим этносам. «Одной государственной поддержки недостаточно – народ сам должен понимать, что он ответственен за свое будущее», – убеждена Елизавета Харитонова.
Опасное сокращение
Как отмечают специалисты, если не остановить процесс устойчивого сокращения численности финно-угорских народов во всем мире, то через несколько десятилетий мы недосчитаемся десятков уникальных этносов. Этот процесс наиболее заметен в России, где проживает около двадцати финно-угорских народностей, немалая часть из которых относится к малочисленным и находится на грани исчезновения. «Цифры последней переписи населения не могут не тревожить, – обеспокоена Елизавета Харитонова, зампредседателя Государственного комитета Карелии по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями. – За восемь лет карельское население в нашей стране сократилось примерно на 30% и составило всего 61 тыс. человек». Причем почти такой же процент сокращения карелов показала и предыдущая перепись. Таким образом, только за последние два десятилетия численность этого народа в России сократилась почти на 55%.
Не лучше обстоят дела и с другими финно-угорскими народами: перепись показала, что в России насчитывается всего 30 тыс. хантов, 12 тыс. манси, 20 тыс. финнов. Но самая тяжелая ситуация у саами, насчитывающих лишь 1800 человек, народа ижора – менее 266 человек, водь, которых осталось всего 64 человека. «Если взглянуть на общую картину, можно сказать, что это стареющие народы – средний возраст их представителей 50–60 лет, – отмечает специалист. – Причем родным языком владеет именно старшее поколение, а молодежь просто не пользуется им».
Самыми многочисленными финно-угорскими народностями на территории России можно назвать мордву – 744 тыс., удмуртов – их представителей насчитывается 552 тыс., марийцев – 547 тыс. и коми – около 325 тыс. Однако, к сожалению, среди них также наблюдается ежегодное сокращение численности. Такая опасная ситуация складывается не только в России. По словам генерального секретаря общества «Финляндия–Россия» Мэрьи Ханнус, в срочных мерах по противодействию снижения численности нуждается народ саами, проживающий на территории скандинавских стран, ливы, живущие в Латвии, и народность сету, большая часть которой имеет эстонское гражданство: «Хотя их положение более-менее стабильно, численность все же не растет, что вызывает опасения о дальнейшей судьбе этих народов. Вообще, в ситуации глобализации малые языки во всем мире находятся под угрозой».