Воскресенье, 07 декабря 2025 г. 20:55:39
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Новости Колпино-СИТИ

Британская колония в Колпино

11.07.2014 14:40 ...

Экскурсия в Историческом зале Музея истории Ижорских заводов не обходится без сюжета о специалистах из Великобритании, работавших в Колпине. Особенно яркими и запоминающимися получаются образы директоров Адмиралтейских Ижорских заводов (АИЗ) первой половины XIX века Чарльза Гаскойна и Александра Вильсона.

В этом году рассказы о колпинских британцах особенно актуальны, так как текущий год объявлен российско-британским перекрестным Годом культуры. Многовековым и разнообразным связям нашей страны с «туманным Альбионом» посвящены научные конференции, книги и выставки. Вот и VI Международный конгресс петровских городов, состоявшийся в Санкт-Петербурге 9–11 июня 2014 года, прошел под девизом «РОССИЯ – ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: ПЯТЬ ВЕКОВ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ». Прозвучал на конгрессе и доклад о британской колонии в Колпине. В российской промышленности работали сотни специалистов из Англии. Колония британцев, служивших на Ижорских заводах, существовала почти целый век, с начала 1780-х годов до середины XIX века. Мастер Франц Морган обучал местных мастеровых работе на выписанной из Англии плющильной машине, Иван Тейлер усовершенствовал пилорамы, Иосиф Поул руководил построенным в 1782 году литейным заводом. Трое руководителей предприятия были выходцами из Великобритании. Инженер Антон Юнг работал в 1802-1804 годах сначала директором, потом механиком Ижорских заводов.

1 октября 1803 года император Александр I утвердил План переустройства АИЗ, разработанный шотландским инженером Чарльзом Гаскойном, работавшим в России в 1786-1806 годах. Реконструкция, проведенная под руководством директора Ч. Гаскойна, превратила колпинские заводы в предприятие, освоившее передовые европейские технологии.

Гаскойн пригласил в Колпино коллектив своих соотечественников – инженеров и мастеров. Вильям Гесте проектировал мастерские и заводское селение; Александр Вильсон работал помощником Гаскойна, а после его смерти был назначен директором АИЗ; механики Ишервуд и Буртон строили пароходы; Смит и Гизе помогли освоить производство якорных цепей; Иосиф Эдвардс работал в мастерской навигационных инструментов; Даниил Макли заведовал строительной частью; Ричард Одли и Эдуард Бауман служили врачами заводского лазарета; Веллиам Эдмундс обучал машинному производству медных и железных гвоздей.

Большой след в истории Ижорских заводов оставил директор (с 1826 года – начальник) АИЗ Александр Яковлевич Вильсон, руководивший заводами с 1806 -го по 1856 год. Вместо планировавшихся Гаскойном 19 производств к середине XIX века Ижорские заводы освоили 28. Производительность выросла с 3,5 тысячи пудов в 1803 году до 115 с половиной тысяч в 1852-м. Число мастеровых в этот же период увеличилось с 500 человек до 1700.

При Вильсоне стали складываться династии ижорских мастеров, из поколения в поколение передававших секреты рабочих профессий.

В условиях закрытого населенного пункта, каким было Колпино до 1878 года, начальник заводов был практически хозяином в селе. Что можно сказать о проводимой им социальной политике? Вот несколько фактов. Кроме заработной платы мастеровые (объединенные с 1827 года в 6-й морской рабочий экипаж), получали провиант на себя и детей. Семейным рабочим строился дом за счет завода. Холостые размещались в казармах. В 1809 году открылась первая столовая, и к концу года ею пользовались уже все холостые рабочие заводов.

В селе был построен госпиталь, работала школа для сыновей рабочих, а в 1836 году Вильсон в директорском доме открыл школу для девочек. Дети – предмет постоянной заботы начальника. Журнал исходящих документов сохранил распоряжения о порядке выполнения прививок от оспы, о лечении школьников, неоднократные ходатайства о присылке в Колпино «ученой» повивальной бабки.

Заботясь о благоустройстве и санитарном состоянии Колпина, А. Я. Вильсон в 1809 году перенес местное кладбище из центра, от заводов, к устью Прямого (ныне Комсомольского) канала. Советская историография рисовала образ начальника АИЗ Вильсона как жестокого деспота, этакого «колпинского Аракчеева». Истина, как всегда, лежит посередине. Человек своего времени, А. Я. Вильсон жил и работал в условиях крепостного права. Колоссальная ответственность за завод и выполняемые государственные заказы требовала воли, настойчивости, порой жесткости. Приведем мнение современника: «Исполнительный сам и строгий к самому себе, он и от подчиненных требовал беспрекословного исполнения возложенных на них обязанностей. Умея наказывать, он за добросовестную работу умел и поощрять денежными наградами, производством мастеровых в унтер-офицеры, а затем в офицеры. Многие труженики ижорских Адмиралтейских заводов всем своим дальнейшим общественным положением обязаны были строгому, но справедливому начальнику генералу А. Я. Вильсону».

Во второй половине XIX века, когда в России выросла отечественная инженерная школа, специалистов из Великобритании стали приглашать реже. Оценивая вклад британцев в русскую промышленность, можно сказать, что, работая в России временно или оставаясь навсегда, «английские художники» оставляли россиянам подготовленных отечественных специалистов, передовые технологии крупнейшей промышленной державы и европейскую культуру.

Лариса БУРИМ

© "Ижорская перспектива"
Авторам: Все статьи, размещенные на нашем сайте, являются собственностью их уважаемых авторов. Если вы считаете, что мы нарушили ваше авторское право опубликовав статью или фото, или в случае наличия ошибки в указании истинного автора-правообладателя или гиперссылки на интернет-ресурс - напишите нам на электропочту kontent@kolpino.ru и недоразумение будет исправлено.

Расписание электричек Колпино

Лист новостей