Мобильная версия
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Закрыть
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Лист новостей

19.07.2019 17:29:28
Россияне могут получить субсидии из федерального бюджета на первоначальный взнос по ипотеке

19.07.2019 13:35:00
В России может появиться отцовский капитал. Поддержка многодетных семей

19.07.2019 13:30:51
Отказали в кредите! Как происходит оценка кредитоспособности заемщика?

19.07.2019 11:24:35
ГУП «ТЭК СПб» готовится к отопительному сезону в Колпинском районе

19.07.2019 10:57:56
В Колпино сгорел частный дом

18.07.2019 17:38:55
В поселке Металлострой прошел I фестиваль-встреча «Невский путь», посвященный 800-й годовщине со дня рождения великого князя Александра Невского

18.07.2019 17:34:27
Между Москвой и Петербургом запустят дополнительные «Ласточки»

18.07.2019 14:31:14
Виновные в сбросе отходов на несанкционированную свалку на Советском проспекте привлечены к административной ответственности

18.07.2019 13:01:54
Суд признал строительную компанию «Норманн» банкротом

18.07.2019 12:17:02
Поселок Саперный Колпинского района отметит день рождения

Все новости

PRO всё

16.04.2014 12:03

Ласточкино дело ижорской земли

Ласточкино дело ижорской земли

Экскурсовод Ижорского музея в деревне Вистино Никита Дьячков занимается «ласточкиным» делом — собирает и способствует сохранению того, что еще возможно сохранить из традиций своего малого народа ижора, проживающего на территории Ленобласти

Для того чтобы этим заняться, в 22-летнем возрасте он оставил Санкт-Петербург и уехал на землю предков. О том, с чем связано это возвращение к истокам, он рассказал Ok-inform.

ЖЕЛТОК — СОЛНЦЕ, БЕЛОК — МЕСЯЦ

РОДИЛСЯ НИКИТА НЕ НА КРАЮ ЗЕМЛИ — В БОЛЬШОМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, НО С МЕСТАМИ, ГДЕ НЫНЧЕ РАБОТАЕТ, СВЯЗЫВАЕТ ПРОШЛОЕ СЕМЬИ И ДОМ, В КОТОРОМ ЖИВЕТ С БАБУШКОЙ.

Почему дело — «ласточкино»? В старинной фольклорной истории малого народа — ижора, проживающего на территории Ленобласти, говорится про ласточку, которая свила медное гнездо и снесла золотые яйца, а когда налетел сильный ветер и они разбились, ласточка постаралась собрать их… И вышло, что желток стал солнцем, белок — месяцем, а осколки скорлупки — звездами. Для Никиты сохранение языка, традиций, исконных занятий — примерно та же «ласточкина» забота.

Примечательно, что родился Никита не на краю земли — в большом Санкт-Петербурге, но с местами, где нынче работает, связывает прошлое семьи и дом, в котором живет с бабушкой.

«С чего это началось? Настоящую тягу к истокам я почувствовал, когда был уже достаточно взрослым. Как-то смотрел передачу «Пироги бабы Веры” - точнее, это был цикл из двух передач под названием «Непридуманные истории Ижорской земли». Помню, как меня удивило то, о чем там говорилось: рассказ о народе ижора мне показался мистическим, завораживал», — вспоминает он.

Бабушка Никиты — ижорка. Никита, проводивший каникулы у бабушки с дедушкой, запомнил, как дед в шутку говорил бабушке: «Что ты все талапанишь!» Талапанцы — обидное, дразнящее название ижор и води. Еще тогда ему хотелось узнать и другие, непонятные, но родные слова.

«Было мне четырнадцать лет, когда одноклассник, ингерманландский финн, в первый раз привел меня в Санкт-Петербургское добровольное общество ингерманландских финнов «ИнкеринЛиитто». Там мы занимались традиционными ремеслами у Ольги Игоревны Коньковой. Она — ученый-этнограф, научный сотрудник музея антропологии «Кунсткамера», руководитель Центра коренных народов Ленинградской области, председатель Общества ижоры и води. Расписывали глиняные кружки, плели на пальцах пояса, делали ангелочков на Рождество… А в семнадцать решил пойти на курсы финского языка. Учеба давалась легко, видимо, обнаружилась склонность к языкам. Примерно тогда же в Доме национальностей открылся Мобильный музей коренных народов петербургской земли. Это была пора, когда во второй раз оказался в числе учеников Ольги Игоревны», — говорит Никита о том, как начиналось возвращение к истокам.

Потом он решил изучать ижорский и водский языки. Помогали ему в этом фольклор (выступления в ансамбле «Корпи») и занятия с Мехметом Муслимовым — сотрудником Санкт-Петербургского института лингвистических исследований.

«Когда заканчивал учебу в университете, мы много выступали, не раз приезжали в Вистино, где два дома культуры, две библиотеки и Ижорский музей стали объединять в один культурно-досуговый центр. И меня пригласили в музей. К тому времени, а был 2010 год, я, 22-летний парень, был готов проститься с большим городом и переехать к бабушке, в деревню», — рассказывает Никита.

ВОЗВРАЩЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ИСТОРИЙ

Ижорский музей в Вистино находится в небольшом здании бывшей начальной школы постройки 60-х годов прошлого века. На первом этаже — экспозиция, на втором — рабочее помещение для занятий и мастер-классов. Посетители музея знакомятся с историей и культурой ижор, начиная с каменных орудий труда и заканчивая изделиями традиционных занятий. В экспозиции — археологические находки: каменный крест XVI столетия, предметы быта, одежда, изделия, связанные с распространенным в этих краях рыболовным промыслом.

В ЭКСПОЗИЦИИ — КАМЕННЫЙ КРЕСТ XVI СТОЛЕТИЯ, ПРЕДМЕТЫ БЫТА, ОДЕЖДА, ИЗДЕЛИЯ, СВЯЗАННЫЕ С РАСПРОСТРАНЕННЫМ В ЭТИХ КРАЯХ РЫБОЛОВНЫМ ПРОМЫСЛОМ.

Летом бывает особенно много посетителей: местные жители часто приводят дачников, бывают экскурсанты из Финляндии, Латвии, Литвы, Эстонии. Среди гостей часто встречаются потомки выходцев из этих мест. Часто именно они пополняют коллекцию вещами, которыми пользовались их предки.

Рассказывая посетителям об истории и традициях, Никита с горечью отмечает, что при возрождении народных традиций наибольшая сложность возникает с языком… К сожалению, число признающих ижорский язык родным невелико — всего 123 человека. Главная беда в том, что отсутствует его естественная передача. Почти полностью. А еще нет у нас учебных пособий, хотя есть потребность…

«Все зависит от нас, от семьи, в которой растет ребенок. Родители, к несчастью, часто говорят о непомерной нагрузке детей: основные предметы плюс иностранный язык — тяжело. Специалисты такой позиции не разделяют, утверждая, что дополнительные занятия по изучению языка, тем более того, на котором говорили предки, — дело полезное, развивает способности, уже не говоря о том, что возвращает людям семейные истории, без которых они как деревья без корней, — считает Никита. — У разных представителей финно-угорского мира — проблемы разные. Где-то речь идет о необходимости переиздать учебники большим тиражом или выделить в учебной программе больше часов на изучение языка, а у нас нет учебников ни водского, ни ижорского языка — и надо подумать о том, чтобы они появились».

На мастер-классах обучают гончарному и прикладному искусству.

«Это непросто — освоить нашу особую, двухстороннюю технику вышивки. Таким образом украшают одежду, простые и иконные полотенца. Хорошо владея этим мастерством, можно создавать целые полотнища», — говорит Никита.

СОТВОРЕНИЕ МИРА ПО-ИЖОРСКИ

Благодаря учителям и собственному стремлению Никита продолжает восстанавливать фольклорную историю. У вепсов, например, песни, припевки, перекликания светлые. А сказки практически все — страшные и почему-то с плохим концом. А в ижорских и водских добро обязательно побеждает зло. Многие сказки перекликаются с русскими. Часто их герои — животные: лисы, медведи, зайцы, мыши. Очень много сказок про сирот, которых обижают мачехи. Но выход находится: например, горемыка превращается в красавицу и выходит замуж за пригожего да богатого парня. Или, случается, неожиданно дорогую, шитую золотом одежду благодаря верным помощникам сирота справит. Бывает, медведь восстанавливает справедливость — съедает кого-нибудь из героев, поступающих неправедно. А мышка, как правило, в добрых делах — помощница.

С древних времен известна фольклорная история про дуб, который закрыл солнце, про добывание светил и даже сотворение мира. Чудные истории с увлекательным ожерельем событий. Например: братец срубил дуб, из дуба — церковь, а потом много-много разных полезных предметов. Про добывание светил — такая сказка: жили люди без света, не было у них Солнца, в потемках ловили рыбу в ручье и однажды узнали, что далеко все же есть Солнце. Отправили девушку за светилами, снабдив ее сонным клубком, и она, коварная, усыпила жителей деревни и стащила это самое Солнце.

Когда люди проснулись и пустились в погоню, похитительница бросила гребешок — вырос непроходимый лес, но обиженный, обделенный светом народ снова бросился догонять ее, чтобы вернуть Солнце. Тогда девушка бросила камень — и выросли горы. Когда отстала погоня, добралась она до своей деревни, где людям сразу стало светло.

«Прародительницей мира у соседних народов, финнов и карелов, считается утка, а у ижор и води — ласточка. Подробности таковы: над бескрайним морем летала ласточка, искала кочку, чтобы сесть, но несколько лет и зим никак не могла найти. А когда нашла, свила себе медное гнездо и снесла золотые яйца. Но налетел сильный ветер, опрокинул гнездо, яйца вылетели из гнезда и разбились. Полетела безутешная ласточка к брату-кузнецу, который выковал железные грабли, и она полетела с этим тяжелым предметом туда, где разбились яйца. Постаралась собрать — и вышло, что желток стал солнцем, белок — месяцем, а осколки скорлупки — звездами. Считаю эту историю самой красивой в мире», — говорит Никита.

Он любит теплый бабушкин дом. Но, конечно, надеется на то, что со временем в нем поселится его собственная семейная история с продолжением — детьми, которым можно будет передать знания о прошлом своего народа.

СПРАВКА OK-INFORM

На территории Ленинградской области проживает около 17 тысяч представителей финно-угорских народов. В Ленобласти насчитывается 66 общественных национальных организаций и 3 национально-культурные автономии, а также 350 религиозных общественных организаций, которые принадлежат 18 конфессиям.

Вепсы (устаревшее — чудь) — малочисленный финно-угорский народ, живущий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях в России.

Финны-ингерманландцы — субэтническая группа финнов, проживающая на территории исторической области Ингерманландии.

Ижора (ижорцы, инкеройн, ижоралайн, карьялайн) — финно-угорский народ, в древности — основное (наряду с водью) население Ижорской земли.

Водь (вадьякко, вожане) — малочисленный финно-угорский народ в РФ, коренное население Ленинградской области.

Вистино — деревня в Вистинском сельском поселении Кингисеппского района Ленобласти. Упоминается как деревня Vistinaby в Каргальском погосте (западной половине) в шведских «Писцовых книгах Ижорской земли» 1618—1623 годов. Но на карте Санкт-Петербургской губернии 1792 года А. М. Вильбрехта обозначена как деревня Вистина.

Фото Евгении Дылевой

Автор: Евгения Дылева



© www.ok-inform.ru



Авторам: Все статьи, размещенные на нашем сайте, являются собственностью их уважаемых авторов. Если вы считаете, что мы нарушили ваше авторское право опубликовав статью или фото, или в случае наличия ошибки в указании истинного автора-правообладателя или гиперссылки на интернет-ресурс - напишите нам на электропочту kontent@kolpino.ru и недоразумение будет исправлено.

Расписание электричек Колпино

Новости по теме:


[ Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи ]



Возврат к списку



FRESH (обновления и рубрики)