45 маг
История на фотографии: на чем ездили колпинцы в 60-х, 70-х годах
Наверняка всем колпинцам очень хорошо знакома эта фотография. Шестидесятые, проспект Ленина и притягивающие взгляд автобусы с плавными линиями корпуса. Что это за автобус, на чём ездили на работу наши мамы и папы (бабушки и дедушки)? Давайте погрузимся в историю вместе с Колпино-СИТИ. На фотографии ЛАЗ-695Е. Эти машины эксплуатировались в Колпинском автобусном парке с 1964 г по 1977. Двигатель ЗИЛ-130Я, карбюраторный, восьмицилиндровый, V-образный, 150 л.с.".

ЛАЗ-695 был первым автобусом Львовского автозавода, строительство которого было начато в 1955 г. В 1949 г. на заводе начали изготавливать автомобильные фургоны, прицепы, автокраны и (опытная партия) электромобили. Сначала на завод планировали передать выпуск устаревавших автобусов ЗИС-155 с московского Завода имени Сталина, но подобная перспектива не вдохновила молодой коллектив завода и его КБ. С поддержкой первого директора ЛАЗа Б. П. Кашкадамова, главный конструктор В.В.Осепчугов буквально заразил молодых конструкторов и производственников, только что покинувших институтские аудитории, «автобусной мечтой».

Данная модельная линейка автобусов не раз подвергалась модернизациям, в основном с изменениями во внешнем виде корпуса, но при этом общая размерность и компоновка кузова и основные агрегаты автобуса оставались прежними. За всю историю модели ЛАЗ-695Е (с 1961 по 1969), заводчанами было собрано 37916 автобусов, из которых 1346 экземпляров было отправлено на экспорт. В последний год выпуска на автобусы устанавливался электропневматический привод управления дверьми.

По некоторым сведениям, остался только один автобус на ходу, конкретно данной модификации, и используется как "кофейбус" в Киеве.  

Не лишённый ряда недостатков (теснота салона и дверей, нередкий перегрев двигателя автобусов 2-го и 3-го поколений и т. п., запах бензина на задних сиденьях, неудобный выход из задней двери), автобус характеризовался простотой конструкции и неприхотливостью при эксплуатации на всех категориях автомобильных дорог. Именно эта машина курсировала по колпинским маршрутам, доставляя на работу жителей города шестидесятых-семидесятых годов.

Использованы фотографии с сайта: laz-legend.ru 

P.S.: Старожилы могут поделиться в комментариях своими воспоминаниями и впечатлениями о этих автобусах. Ну а технические специалисты и знатоки линейки ЛАЗа могут поправить, если что-то не так.
© Иван Пивоваров, специально для Колпино-СИТИ

Фотографии

sovanik59

sovanik59 17 октября 2015, 2:18

зато самый теплый из всех мне известных. Даже в лютые морозы.
А еще там от передних дверей к водителю на некоторых автобусах была блестящая круглая палка. Это было коронное место для пацанвы-стоять перед лобовым стеклом, держась за нее.
Mitrich

Mitrich 17 октября 2015, 9:12

Всё верно про палку. Сам "рулил" не раз, держась за неё. А ряд последних мест возвышался надо всем салоном. Но сидеть там было опасно--от жара двигателя могли в крутую свариться яйца.
Дима

Дима 17 октября 2015, 16:15

На заднем сидении тошнило и мутило, а так да тёплый и тесный автобус.
Сидр

Сидр 19 октября 2015, 14:02

Моей бабушке очень нравился. Говорила, теплый очень был по сравнению с последующими маршрутными (она на работу на мясокамбинат ездила в 60-х, тогда не воровали и личного автотранспорта потому, к сожалению, работники не имели )
Вера

Вера 29 февраля 2016, 10:46

Спасибо, очень познавательные статьи и фото.С1961 года(родилась), живу в Колпино и очень интересно узнавать что то новое о своём р-не...

[ Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи ]